Готов ли мой ребенок к школе? Чем ближе в детском саду выпускной праздник, тем чаще этот вопрос звучит в кабинете психолога.
Родителям обычно недостаточно просто вердикта "готов" или "не готов". Поэтому мы совместно рассматриваем тестовые работы, обсуждаем результаты обследования, после которых родитель сам с легкостью выносит вердикт:
– Спасибо, вижу что готов.
Или наоборот, понимает, что является проблемой для полной готовности ребенка к школе.
Чтобы иметь ориентиры в данном вопросе предлагаю рассмотреть три составляющие школьной готовности:
– интеллектуальная;
– психомоторная;
– мотивационная.
Если в кажом из этих критериев большинство параметров развиты хорошо, делается вывод о безусловной готовности к школе.
Интеллектуальная готовность
- Наряду с непроизвольным вниманием, у старшего дошкольника развивается произвольное. У ребенка долно быть развито умение слушать и пересказывать, повторять инструкцию, долго заниматься одним делом.
Игры на развитие внимания: настольные со сложными правилами, лабиринты, «Да и нет не говорите» и др.
- Память – ведущий психологический процесс дошкольника. Зрительная, как правило, развита лучше, чем слуховая.
Упражнения на развитие памяти: «Что изменилось на картинке? (найди 10 отличий, «Путаница», заучивание стихов, воспроизведение 10 несвязанных по смыслу слов и др.
- Наряду с развитием наглядно-образного мышления – формируются элементы словесно-логического. Развивается умение обобщать, сравнивать, классифицировать (что лишнее, почему?), ребенок должен уметь объяснять явления природы, общественной жизни, используя логическую систему «причина – следствие».
Психомоторная готовность к школе
При оценке этого параметра важна степень зрелости нервной системы для преодоления школьной нагрузки. Завивсит психомотрная готовность не от воспитания, а от физиологических параметров:
- эмоциональной устойчивости
- равномерной работоспособности
- развития мелкой моторики руки: чем точнее и тоньше её движения, тем лучше развит мозг.
Способы развития мелкой моторики: письмо, рукоделие, конструирование, лепка.
Мотивационная готовность
Виды мотивов дошкольника:
- игровой – «в школе у меня будет много друзей для игр»
- оценочный - «хочу в школу, чтобы получать пятерки»
- учебный – «Пойду в школу, чтобы чему-нибудь научиться»
- социальный – «в школе выучусь и буду работать, чтобы людям было хорошо»
Мотивы пойти в школу долны быть зрелыми. К ним относится учебный и социальный мотивы.
В дошкольном возрасте возникает такое явление, как «соподчинение мотивов» – это возникновение у ребенка такой структуры потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. Это дает ребенку возможность управлять своим поведением, принять систему требований школы.
Способы формирования мотивации успеха:
§ Составить список умений ребенка «Я умею», «Не умею, но хочу научиться» - пусть он стремиться пополнять этот список.
§ Дать понять, что школьный объем знаний, ещё не исчерпывает всего предмета (есть справочники, энциклопедии, мемуары первооткрывателей)
§ Можно изучать материал, немного забегая вперед, тогда то, что звучит на уроке не будет для ребенка пугающе новым.
Все рекомендации на канале собраны по отдельному хэштегу: #консультации психолога из детсада
Еще к теме публикации:
Пример психологического обследования на готовность к школе. Заключение психолога