Найти тему
Психолог из детсада

Три составляющие школьной готовности

Оглавление

Готов ли мой ребенок к школе? Чем ближе в детском саду выпускной праздник, тем чаще этот вопрос звучит в кабинете психолога.

Родителям обычно недостаточно просто вердикта "готов" или "не готов". Поэтому мы совместно рассматриваем тестовые работы, обсуждаем результаты обследования, после которых родитель сам с легкостью выносит вердикт:

– Спасибо, вижу что готов.

Или наоборот, понимает, что является проблемой для полной готовности ребенка к школе.

Чтобы иметь ориентиры в данном вопросе предлагаю рассмотреть три составляющие школьной готовности:

– интеллектуальная;

– психомоторная;

– мотивационная.

Если в кажом из этих критериев большинство параметров развиты хорошо, делается вывод о безусловной готовности к школе.

Интеллектуальная готовность

  • Наряду с непроизвольным вниманием, у старшего дошкольника развивается произвольное. У ребенка долно быть развито умение слушать и пересказывать, повторять инструкцию, долго заниматься одним делом.

Игры на развитие внимания: настольные со сложными правилами, лабиринты, «Да и нет не говорите» и др.

  • Память – ведущий психологический процесс дошкольника. Зрительная, как правило, развита лучше, чем слуховая.

Упражнения на развитие памяти: «Что изменилось на картинке? (найди 10 отличий, «Путаница», заучивание стихов, воспроизведение 10 несвязанных по смыслу слов и др.

  • Наряду с развитием наглядно-образного мышления – формируются элементы словесно-логического. Развивается умение обобщать, сравнивать, классифицировать (что лишнее, почему?), ребенок должен уметь объяснять явления природы, общественной жизни, используя логическую систему «причина – следствие».

Психомоторная готовность к школе

При оценке этого параметра важна степень зрелости нервной системы для преодоления школьной нагрузки. Завивсит психомотрная готовность не от воспитания, а от физиологических параметров:

  • эмоциональной устойчивости
  • равномерной работоспособности
  • развития мелкой моторики руки: чем точнее и тоньше её движения, тем лучше развит мозг.

Способы развития мелкой моторики: письмо, рукоделие, конструирование, лепка.

Мотивационная готовность

Виды мотивов дошкольника:

  • игровой – «в школе у меня будет много друзей для игр»
  • оценочный - «хочу в школу, чтобы получать пятерки»
  • учебный – «Пойду в школу, чтобы чему-нибудь научиться»
  • социальный – «в школе выучусь и буду работать, чтобы людям было хорошо»

Мотивы пойти в школу долны быть зрелыми. К ним относится учебный и социальный мотивы.

В дошкольном возрасте возникает такое явление, как «соподчинение мотивов» – это возникновение у ребенка такой структуры потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. Это дает ребенку возможность управлять своим поведением, принять систему требований школы.

Такие фотографии в кабинете психолога – мотиватор для будущих школьников
Такие фотографии в кабинете психолога – мотиватор для будущих школьников

Способы формирования мотивации успеха:

§ Составить список умений ребенка «Я умею», «Не умею, но хочу научиться» - пусть он стремиться пополнять этот список.

§ Дать понять, что школьный объем знаний, ещё не исчерпывает всего предмета (есть справочники, энциклопедии, мемуары первооткрывателей)

§ Можно изучать материал, немного забегая вперед, тогда то, что звучит на уроке не будет для ребенка пугающе новым.

Все рекомендации на канале собраны по отдельному хэштегу: #консультации психолога из детсада

Еще к теме публикации:

Пример психологического обследования на готовность к школе. Заключение психолога