Здравствуйте!
Признаюсь, я совершенно не ожидал, что статьи из серии «забытая советская фантастика» будут пользоваться таким большим и — что особенно приятно — благожелательным спросом. Множество благодарственных слов, советов и просьб рассказать о других книгах - куда ж тут денешься, придется продолжать. Только войдите в мое положение — я читал далеко не все из посоветованного вами, и даже те книги, что когда-то прочел, надо перечитывать, поскольку помню их очень плохо (о тех, которые помню хорошо, я уже рассказал).
Поэтому двигаться будем постепенно и планомерно, по мере прочтения. И начну даже не с топов ваших рекомендаций (обещаю, и до них доберемся), а с другого романа, который мне когда-то очень понравился. Правда, вспомнил я его название и автора с огромным трудом.
Ни для кого не секрет, что практически вся советская фантастика имела одну универсальную составляющую, а именно — гуманистическую. Многие сейчас ее называют идеологической, и какая-то доля истины в этом утверждении, конечно есть, но в первую очередь она все-таки социально-гуманистической.
Вы спросите, к чему такое пространное вступление? Очень просто — оно непосредственно относится произведению, о котором я хочу рассказать.
Роман советского фантаста Леонида Панасенко «Садовники Солнца» вышел в 1981 году. Фактически он представляет собой три повести, объединенные общим пространством и героями. Место действия - Земля и исследуемый/освоенный людьми космос, время действия — далекое будущее (Панасенко поселил своих героев на тысячелетие позже — в тридцатый век). Главный герой книги и его ближайшие друзья — работники «Службы Солнца», которая занимается ни больше, ни меньше как… Счастьем. Всего человечества в целом и каждого из его членов в отдельности. Впрочем, любой человек вправе с любой момент воспользоваться правом «вето» и запретить какие бы то ни было вмешательства в свою жизнь со стороны этой службы...
Роман делится на три части, каждая из которых посвящена какому-то одному аспекту работы «Службы Солнца». Первая — это спасение от «несчастья» отдельных людей, своего рода психологическая и социальная реабилитация тех, кто пережил какой-то личную трагедию: разрыв с любимым человеком, творческий кризис, гибель близких. Причем ради этого не жалеют никаких ресурсов, благо в светлом будущем Садовников эти ресурсы почти безграничны. Вторая — решение проблемы научной, едва не переросшей в катастрофу. Очень хочется рассказать, но не буду, потому что сюжет завернут довольно круто, и научно-фантастическая идея очень лихая, неожиданная и мощная. Третья — возвращение к социальным проблемам, но уже в глобальном и общечеловеческом масштабе, я бы даже сказал — космологическом, и здесь идея «Службы Солнца» наконец окончательно обретает свое исчерпывающее философское обоснование.
Конечно, мир Садовников - это фактически вариация Мира Полдня Стругацких. Однако это вовсе не эпигонство, как может показаться на первый поверхностный взгляд. Скорее это открытая полемика с этим миром, причем, что самое удивительное, автору удалось выстроить в каком-то смысле даже более гармоничный и позитивный мир, чем братьям, пусть даже и в нем есть место горю, страданиям и — куда же без этого - низменным чувствам, вплоть до банальной подлости. Собственно, сам автор эту полемику не скрывает — в третьей, самой философской и одновременно самой динамичной части романа, «Гнев Ненаглядной» он прямо цитирует (и тут же опровергает) главный тезис повести Стругацких «За миллиард лет до конца света» о том, что Вселенная сопротивляется любым попыткам человека упорядочить хаос, меняя знак этого сопротивления с минуса на плюс...
От «Полдня» нет-нет, да и повеет холодом отстраненного интеллектуального просчета, мир же Садовников — теплый и дружелюбный. Если бы мне предложили выбрать в каком из миров жить — я бы, наверное, выбрал его.
Жаль, никто не предлагает...
Читайте также:
Советская фантастика, которую никто не помнит, часть 1
Советская фантастика, которую никто не помнит, часть 2