В статье собраны техники от топовых художников, которые помогут достичь нового уровня в мастерстве рисования. Можете применять эти советы, как в рисовании простым карандашом, так и цветными.
Материал подойдет начинающим художникам и не только. Здесь собраны разные приемы : от азов до продвинутых техник для выхода из зоны комфорта, а также полезные рекомендации по использованию разных инструментов и материалов.
1. Как правильно держать карандаш
Постановка руки - первый шаг.
Представьте, что карандаш — это кусочек угля в деревянной оболочке. Рисуйте им так же: делайте штрихи одной стороной грифеля, а не сразу всем стержнем. Тогда кончик будет не так быстро тупиться.
Чтобы покрыть большую площадь, штрихуйте перпендикулярно контуру для получения мягких широких штрихов.
Для проработки деталей, наоборот, держите карандаш параллельно контуру, чтобы штрихи получались четкими и узкими. Использовать кончик карандаша без наклона можно при проработке сложных деталей.
2. Использование растушевки
Используйте растушевку после нанесения каждого слоя. Это добавит эффект мягкости.
«После наложения каждого тонкого слоя я очень аккуратно смешиваю цвета растушевкой», — говорит американская художница Дженнифер Хили. «Не давите слишком сильно - цвета будут тяжело смешиваться. Я повторяю эту процедуру снова и снова, пока не добьюсь нужного эффекта. После нанесения нескольких слоев результат выглядит мягко и нежно».
Нужна тренировка, чтобы освоить технику. Хили предупреждает: если вы будете работать растушевкой слишком мягко, инструмент может частично забирать цвет только что наложенного слоя.
3. Штриховка карандашом
Комбинируйте техники: штриховка однородными линиями и участками производит разный эффект.
Есть много техник штриховки. Бобби Чиу пользуется двумя основными приемами.
Первый - штрихование прямыми линиями. «Это делает работу более целостной и помогает выделить детали», — объясняет художник.
Второй - штриховка небольшими участками, чтобы сделать акцент на форме предмета. «Небольшие участки, заштрихованные в разных направлениях, обрамляют форму, что помогает при создании перспективы», — говорит Чиу. Эти приемы также отлично подходят для фонов и текстур.
4. Эксперименты с контурами
Следующая техника касается толщины контура.
Помимо разграничения объектов, линии помогают подчеркнуть тени. «Толстые контуры могут теряться в тенях, благодаря чему становится легче передать объем», — объясняет Чиу.
Художники используют разные подходы — нужно найти свой стиль. «Мне нравится делать четкие контуры вне зависимости от толщины линии», — говорит Хили. «Это привлекает внимание зрителя к определенной области работы и помогает со стилизацией, если вы преследуете такую цель».
Чиу придерживается другого подхода: «Я стараюсь не делать четкие контуры, потому что из-за них изображение выглядит более плоско, пропадает эффект трехмерности»
5. Смешивание цветов
Хили пользуется особой техникой смешивания при работе цветными карандашами. Она начинает с прорисовки контуров, чтобы удостовериться в правильности форм (так как исправить ошибку в цвете будет гораздо сложнее) и решить, куда будет падать тень, а где поставить блики.
Далее художница слой за слоем, заполняет форму цветом. «Мне нравится в начале использовать полупрозрачные слои. Благодаря этому удается получить более полное понимание тени, света и палитры», — говорит Дженнифер. После наложения каждого слоя она аккуратно проходится растушевкой.
Финальный шаг — добавить обводку. Это последний слой, после которого Хили не использует растушевку.
6. Выбор бумаги для рисования
Важно подобрать бумагу с правильной текстурой, она оказывает огромное влияние на готовую работу. Все дело в разной зернистости. При работе с текстурированной бумагой сложнее накладывать ровные слои.
Чем меньше зернистость, тем легче ложатся цвета. Хили считает, что на такой бумаге проще смешивать цвета. С другой стороны, с гладкой поверхности карандаши осыпаются.
7. Толщина линий
Не надавливайте на карандаш в начале.
«Я начинаю рисовать свободно, не надавливая на карандаш», — говорит Чиу. «По мере проработки изображения характер линий меняется, поэтому необходимо проверять и перепроверять работу. В конце добавляю детали и накладываю более темные штрихи. Я не фокусируюсь на одной области слишком долго, чтобы не перебарщивать».
8. Эскиз рисунка
Начните с предварительного рисунка. Он может служить ориентиром, однако полагайтесь больше на интуицию.
Тим фон Ройден любит начинать с предварительного рисунка, сделанного на компьютере и распечатанного с непрозрачностью 1 %. Выше представлен набросок женского персонажа с посохом.
Автор объясняет: «Мне нравится делать такой рисунок едва заметным для того, чтобы перед глазами была основа. Но это не конечный вариант. В процессе рисования необходимо доверять интуиции, поэтому не стремлюсь в точности повторить линии. Результат отличается от предварительного рисунка».
9. Выбор ластика
Существует несколько типов ластиков: каждый для конкретных задач. Вам обязательно понадобится клячка (липкий ластик). Он очень необычный на ощупь: больше напоминает пластилин. Такой ластик необходимо размять в руках перед использованием и после применения.
«Клячка незаменима, когда нужно снять буквально полтона. Она отлично подходит для исправления ошибок или высветления некоторых областей, например, белков глаз на портрете», — говорит Хили.
У обычного ластика более плотная структура. Он подходит лучше, если вам нужно полностью снять цветной слой на определенной области.
10. Цветовая целостность
Использование тонированной бумаги помогает сделать работу более гармоничной с точки зрения тонов
Одинаковый подход к использованию цветов сделает вашу работу более целостной. «Желательно убедиться, что оттенки не конфликтуют друг с другом. Для этого придерживайтесь одной палитры, настроения и способа нанесения цветов по всему полотну», — делится Хили. Художница также предлагает использовать тонированную бумагу или сделать на фоне цветные разводы красками.
11. Проверка рисунка
Убедитесь в правильности форм, и лишь после этого делайте уверенные штрихи. Бобби Чиу говорит, что нужно все не просто проверять, но и перепроверять. «Необходимо закрепить основу рисунка, прежде чем переходить к проработке деталей. Я не люблю угадывать; я хочу быть уверенным в том, что элементы симметричны и выглядят правильно. Только когда это условие соблюдено, я начинаю сильнее давить на карандаш».
Чиу советует посмотреть на свою работу в зеркало или через объектив камеры. «Я постоянно спрашиваю себя: что здесь не так? Если какой-либо элемент меня смущает, я доверяю интуиции и стараюсь внести правки, прежде чем переходить к следующему этапу».
12. Опирайтесь на свой опыт
Хили рекомендует: «Добавьте работе аутентичные штрихи, воспользовавшись своим опытом. В процессе рисования полагайтесь на память, ощущения или даже обоняние. Например, почерпните вдохновение из воспоминаний о детстве или приятном времяпрепровождении с друзьями в кафе. Постарайтесь вспомнить самые приятные чувства и повторно их испытать. Вы можете абстрагироваться или использовать гиперреализм. Каждый выбор привносит частичку уникальности. Я заметила, что работы, созданные таким образом, вызывают самый сильный отклик».
13. Позаботьтесь о бумаге
Ценный совет для начинающих художников: положите чистый лист бумаги под рабочую руку, чтобы не разводить грязь и не испортить рисунок. Это кажется очевидным, но многие этим пренебрегают. А зря, ведь такая ошибка может привести к фиаско.
Вдобавок Хили фиксирует лист бумаги на твердой поверхности. Для этого хорошо подойдет, например, ровная дощечка. В результате рисовать становится гораздо удобнее.
14. Вовремя остановиться
Большинство художников продолжают подправлять некоторые детали, когда уже поставили на арте свою подпись. «Я всегда нахожу, что можно исправить, если внимательно посмотреть на работу. Поэтому трудно сказать, в какой момент работа над артом должна быть окончена», — говорит Чиу.
Следите за тем, чтобы не переусердствовать. «В итоге я принимаю решение, что нужно отложить работу и взяться за что-нибудь новое. Это происходит, когда мне кажется, что работа закончена. Скорее всего», — продолжает художник.
15. Цветовые контрасты
Один из любимых приемов Дженнифер Хили — сочетать в работе противоположности, например, изящные и отталкивающие элементы.
«Я люблю изображать красоту цветов, передавать нежность кожи и грациозность изгибов женского тела. Для контраста я добавляю кости, насекомых, острые зубы и прочее, что может спровоцировать дискомфорт у зрителя. Каким-то удивительным образом такое сочетание делает работу интересной. Особенно, если «некрасивые» элементы не сразу бросаются в глаза. Это мне напоминает жизнь. То, какой она есть», — объясняет художница.
16. Сочетание цветных карандашей и акварельных красок
Экспериментируйте с использованием разных инструментов и материалов для создания новых эффектов. Хотя с помощью карандашей можно добиться множества разнообразных эффектов, в комбинации с другими материалами они могут раскрыться по-новому. Хили любит использовать цветные карандаши вместе с акварелью. Она поясняет, что начинать нужно именно с красок, а затем переходит к работе карандашами. Это связано с тем, что восковая поверхности отталкивает воду. Однако карандаши отлично ложатся на краску. «Работа в этой техники доставляет много удовольствия. И цветные карандаши, и акварель по отдельности — очень интересные материалы с уникальными качествами и текстурами. Но вместе они создают нечто новое».
17. Выход из зоны комфорта
Иногда полезно забыть о правилах.
Хотя все представленные выше приемы призваны помочь вам отточить технику, иногда полезнее отбросить все предрассудки и найти то, что подходит именно вам. «Нет ничего плохого в том, чтобы выходить за рамки, если это в той или иной степени помогает достичь желаемого эффекта. Но метод проб и ошибок работает только в том случае, если проигнорировать правила. Не бойтесь! Это увлекательно и весело», — говорит Хили.
18. Особенности рисования ткани
Поработайте над фактурой ткани. Существует множество видов тканей: начиная с гладких и блестящих, заканчивая матовыми. Для передачи разных материалов используются разную штриховку. На этом скетче художник Тим фон Ройден пытается изобразить складки золотой ткани. Он начал с прорисовки формы и теней.
19. Различайте складки на ткани
Помните о трех основных типах складок.
Чтобы придать складкам глубину и вес, можно использовать валёры. При воссоздании фактуры ткани на бумаге можно разделить складки на три основных вида: свисающие, сборки, а также образованные при натяжении. Первые свободно спадают и словно струятся. Вторые обычно расположены группами и создают ощущение смятой ткани. Третьи образуют длинные линии (обычно нужна точка опоры ткани).
Источник: https://www.creativebloq.com/art/drawing-techniques-7-fundamentals-pencil-drawing-71621181