На дворе вот уже две тысячи двадцать первый год. Время, когда даже первоклассник может из радиоэлектронного набора спаять настоящего робота и запрограммировать его; когда генетические методы диагностики позволяют определять пол у ещё формирующегося плода; когда искусственные ткани и органы, выращенные в лабораториях, становятся доступными для простых (правда, пока ещё не совсем простых, а обладающих энным количеством денег) пациентов; когда учёные всерьёз задумываются о «воскрешении» некоторых доисторических животных из сохранившегося генетического материала… И это время, когда к нам на улицах подходят странные люди с горящими глазами и предлагают «поговорить о боге».
У этих людей «с горящими глазами» глаза сразу потухают, если им просто и однозначно сказать, что вы не верите в бога. Они разочарованно отходят и ищут нового собеседника. Однако не все из них проявляют субординацию. Некоторые начинают допытываться и навязывать своё мировоззрение, даже если у вас принципиально нет времени на беседу с ним.
Что ж, иногда стоит принять вызов и немного пообщаться с человеком, тем более если он так мило улыбается. Можно задать им всего несколько простых вопросов, чтобы они отстали раз и навсегда.
Вот, например, верующие говорят: мол, родители тебя создали, дом кто-то построил, картину кто-то написал; значит, и всё мироздание имеет своего «создателя». Материя не может существовать вечно и не иметь начала и конца. Действительно, но в таком случае… КТО СОЗДАЛ БОГА? Почему бог может существовать вечно и «не иметь начала и конца», а материя не может? Тексты «священных книг» нельзя считать доказательством, ибо даже по стилю речи все эти тексты являются повествованием. В них нет рассуждений, сопоставления с наблюдениями и результатами экспериментов. Изредка такие рассуждения встречаются, но они очень слабы и не выдерживают даже простейшей критики.
А если кто-то действительно создал бога, то должен быть и тот, кто создал того, кто создал бога. И так до бесконечности. В любом случае всё это будет лишь умозрительным построением, никак не связанным с изучением законов наблюдаемого мира. А умозрительно можно представить вообще всё, что угодно – даже то, что в нашем правительстве сидят добросовестные и честные люди.
Ещё один простой вопрос. Когда верующий говорит, что, мол, ты должен верить в бога, посещать храм, выполнять ритуалы и т. д., достаточно спросить его: А БОГ В ЭТОМ НУЖДАЕТСЯ? Если нуждается, то это уже не бог, поскольку бог, по определению, - это сущность, которая не нуждается абсолютно ни в чём. Если же бог в этом не нуждается, то и говорить не о чем: бог живёт своей жизнью, а я – своей.
При этом верующий может попытаться философствовать и заявит, что, дескать, бог в этом не нуждается, но в этом нуждаемся мы. Тут достаточно ответить: нуждаетесь – ну молитесь, поститесь, слушайте радио Радонеж и вообще делайте всё, что считаете нужным, только отстаньте от меня. Хоть каннибальские оргии устраивайте. То, что нужно каждому конкретному человеку, в полной мере знает только этот человек – и больше никто. Я не нуждаюсь в том, чтобы верить в бога, - и я в него не верю.
Мне доводилось встречаться и со своеобразными верующими – «свободолюбивыми». Когда такой человек узнаёт, что его собеседник не верит в бога, эзотерику, теории заговора и тому подобную чушь, он с панковским задором начинает вопить: «А вы что, раб системы?!». Он уверяет, что религия даёт людям истинную свободу. Такому верующему достаточно указать, что он тоже, собственно говоря, раб системы. Ведь религиозное учение – это система, причём довольно жёсткая. Даже язык, на котором мы сейчас разговариваем, - это тоже очень жёсткая, практически тоталитарная система, которой собеседники обязаны подчиняться, чтобы понять друг друга. Не хотите быть рабами системы – переходите на детский лепет, но тогда не требуйте, чтобы вас кто-то понял.
Во всех этих вопросах, как можно заметить, нет как будто бы ничего радикального, нет «пропаганды атеизма», нет даже тени намёка на «оскорбление чувств верующих». Но в большинстве случаев они очень эффективно работают: вы просто предлагаете верующему обратить внимание на собственное высказывание, и тогда он начинает понимать всю его нелепость. Достаточно легко доказать верующему собеседнику, что он противоречит даже самому себе.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: