Книга не зря включена в топ 100, это серьезное исследования американского ученого социолога профессора Гарвардской школы бизнеса об информационном капитализме, надзорном капитализме (хотя перевод surveilance довольно мягкий, я бы перевел как "капитализм слежки" ) ). В эпоху надзорного капитализма сбор данных о твоей частной жизни становится нормой и является предметом продажи и манипуляций. Иногда эта практика прикрывается липовыми "договорами присоединения" на 20 стр. мелкого текста, который никто не читает, а иногда компании, собирающие о вас данные, вообще не удосуживаются поставить вас в известность об этом. В эпоху надзорного капитализма нарушается основополагающий принцип старого капитализма "товар-деньги-товар". В надзорном капитализме вы просто "отдаете" (хотя ее просто забирают без вашего ведома) информацию о себе, ее продают третьим лицам и вы ничего не получаете взамен, кроме нарушения вашего права на частную жизнь.
Ситуация день ото дня становится хуже по мере насыщения нас, наших домов, наших автомобилей датчиками, собирающих о нас всевозможную информацию, скармливая обещания сделать нашу жизнь лучше. Вместо этого эта информация используется для предсказания нашего поведения и манипулирования им с целью получения коммерческой (и не только) выгоды. Когда-то за работу по поведенческой экономике присудили Нобелевскую премию, эта книга об обратной темной стороне поведенческой экономики. Эпоха надзорного капитализма позволяет монополизировать знания и превратить эти знания во власть и деньги, усугубляя экономическое неравенство и расслоение общества, рисуя впереди перспективы "цифрового тоталитаризма", "цифровой диктатуры", общества полной определенности и свободы для избранных, лишающего нас человеческой индивидуальности и своего мнения во благо "всех" ("рулит" ИИ и "протокол").
"При такой ориентации от знания к власти уже недостаточно автоматизировать информационные потоки о нас, теперь их цель автоматизировать нас. На этой стадии эволюции надзорного капитализма средства производства подчиняются все более сложным и все более всеобъемлющим средствам модификации поведения. Таким образом надзорный капитализм рождает новый вид власти, котрый я называю инструментализмом. Инструментальная власть знает и формирует человеческое поведение в интересах других" Ш.З.
Автор называет технологическую инфраструктуру инструментализма - "Big Other" по аналогии с "Big Brother" и пытается предупредить о последствиях не только потери конфиденциальности, но и потери собственного "Я".
Эта книга очень яркая иллюстрация к европейской директиве GDPR (на нее автор возлагает большие надежды) по защите частной жизни, но борьба за конфиденциальность своей частной жизни обречена на провал, если это не станет проблемой всего общества.
Автор раскрывает истинные намерения и реальные действия таких компаний как - Google, Facebook, Microsoft и др. собирающих и анализирующих Big Data и зарабатывабщих деньги на информации, принадлежащей нам.
Если еще кто-то строит иллюзии о том, что у него есть тайна частной жизни в цифровую эпоху - очнитесь! Самоуспокоение типа - "мне нечего скрывать" сослужит вам плохую службу, поскольку вы не знаете где, как и когда эта информация будет использована и, возможно, использована против вас.
"В современном капиталистическом обществе технология была, есть и всегда будет выражением экономических целей, которые направляют ее воздействие...... Надзорный капитализм - это не случайность чересчур усердных технологов, а скорее капитализм-мошенник, который научился хитро использовать свои исторические условия для обеспечения и защиты своего успеха"
Ш.З.
Автор ставит 3 главных вопроса текущей эпохи трансформации, когда углубление разделения труда сменилось углублением разделения обучения, знаний. КТО ЗНАЕТ? КТО РЕШАЕТ? КТО РЕШАЕТ КТО РЕШАЕТ?
«Эти очевидные изменения - утверждала Я, означают глубокую и значительную трансформацию. Упорядочивающий принцип рабочего места сместился от разделения труда к разделению обучения». Я писала о многих женщинах и мужчинах, которые удивляли себя и своих менеджеров, когда они завоевывали новые интеллектуальные навыки и учились процветать в богатой информацией среде, но я также документировала горькие конфликты, сопровождавшие эти достижения, обобщенные как дилеммы знания, авторитета и власти.
Любое рассмотрение вопроса о разделении обучения должно разрешить эти дилеммы, выраженные в трех существенных вопросах.
Первый вопрос: "Кто знает?» Это вопрос о распределении знаний и о том, включен ли кто-то или исключен из возможности учиться.
Второй вопрос: "Кто решает?» Это вопрос об авторитете: какие люди, учреждения или процессы определяют, кто включен в процесс обучения, что они могут изучать и как они могут действовать на основе своих знаний. Какова законная основа этой власти? Третий вопрос: "Кто решает Кто решает?” Это вопрос власти. Что является источником власть, которая поддерживает власть делиться знаниями или скрывать их?"Ш.З.
Последняя часть книги посвящена зависимости молодежи от соц,сетей. В период несформированной идентичности и самости, желание быть похожим на сверстников определяет поведение молодежи в ущерб нормам и инстинкту самосохранения. Подсаживая ее (молодежь) на дофамин кнопок оценки их окружающими, таким образом соц.сети готовят для себя "сырье" для последующего манипулирования и извлечения прибыли.
Книга дает уникальное понимание масштабов проблемы потери конфиденциальности и манипулирования личностью!
Обязательна к прочтению!
#почитайподумайразвитие
#цифровизация
#социум