Ныне заброшенный самый крупный Дальневосточный завод Сельскохозяйственного Машиностроения, являвшийся когда-то самым большим заводом столицы Еврейской Автономной Области.
Свою историю "ДальСельМаш" берёт с 1 января 1938 г., когда в строй вступил Биробиджанский обозостроительный завод, обеспечивавший повозками колхозы и совхозы Дальнего Востока, а уже в 1939 г. на заводе был налажен выпуск автоприцепов ПВЭ грузоподъёмностью 2,8 тонн.
Завод активно развивался, но в 1941 г. началась Великая Отечественная Война и мощности предприятия стали выпускать не только профильную продукцию, но и продукцию для нужд фронта.
Так был введён в строй литейный цех, где производили пули и налажено собственное производство комплектующих к токарным станкам.
Кроме того 398 работников завода ушли добровольцами на фронт, а 57 из них не вернулось.
Именно здесь работал известный командир взвода 396-го стрелкового полка 135-й стрелковой дивизии 6-й армии 1-го Украинского фронта И. Р. Бумагин, который в апреле 1945 г. уничтожив гранатами огневые точки противника, закрыл собой амбразуру, обеспечив наступление Красной Армии, за что получил посмертно звание Героя Советского Союза.
Но профильное производство за годы войны не останавливалось и в период с 1941 по 1945 гг. было выпущено более пятнадцати тысяч повозок и тысячи автоприцепов.
В послевоенные годы на заводе освоили выпуск новых автотракторных прицепов, крановых стогометателей,веялок, сортировок, полевых вагончиков и прочих сельскохозяйственных установок.
Позже завод перешёл в ведение Министерства автотранспортного машиностроения и в 1955 г. был переименован в Биробиджанский завод автотракторных прицепов.
Условия для ведения сельского хозяйства на огромных территориях Дальнего Востока были довольно суровыми и в колхозы требовалась новая техника, которая не вязнет в переувлажнённых грунтах и болотистой местности.
Для этих целей идеально подходил выпускавшийся на Таганрогском комбайновом заводе самоходный гусеничный комбайн СКГ-3 на широких траках, а чтобы не везти их с другого конца страны, было решено освоить их производство на самом Дальнем Востоке.
Так сначала их выпуск наладили на ныне также канувшем в небытие дизелестроительном гиганте-заводе "Дальдизель" в г. Хабаровск, а с 1960 г. по решению Госплана РСФСР их стали выпускать и на этом заводе в г. Биробиджан и завод получил своё название "ДальСельМаш" и в этом же году первый комбайн вышел из цехов завода.
Для наращивания производственных мощностей и массового выпуска комбайнов, на заводе началась глобальная модернизация со строительством новых блоков цехов и подготовка кадров.
Помимо завода и училища при нём были организованы головное конструкторское бюро, жилые дома для рабочих, школа, три детских сада, туристическая база, пионерский лагерь, стадион и дачный массив, организовав целый район города с названием завода.
В КБ завода стали разрабатываться новые сельскохозяйственные машины и уже через год на свет появился первый разработанный на заводе самоходный силосоуборочный комбайн СКГС-2,6, который оказался очень удачным и заполонил не только Дальний Восток и Сибирь, но и стал отправляться в Украину, Казахстан, прибалтику и другие союзные республики.
А в 1966 г. на международных выставках в Москве и Японии заводом был представлен комбайн СКГ-4, удостоенный диплома "За высокий научно-технический уровень", и ставший выпускаться на экспорт.
В 1970 г. на международной сельскохозяйственной выставке в г. Будапешт завод вновь представил новый комбайн СКД-5Р и был награждён серебряной медалью "За высокий технический уровень и качество".
К середине 1980-х гг. на заводе было разработано ещё три модификации гусеничных комбайнов, а с 1986 г. началось совместное производство рисоуборочных комбайнов "Енисей-1000" с Красноярским заводов комбайнов.
В конце 1980-х гг. завод "ДальСельМаш" выпускал порядка 3000 комбайнов в год, что составляло 97% зерноуборочных комбайнов на гусеничном ходу во всём СССР, а также обладал двумя десятками технологий по изготовлению перспективных машин и механизмов.
Но с распадом союза начался спад объёмов производства, а рыночная экономика нарушила все наработанные десятилетиями экономические связи и поставки.
Так уже в 1992 г. полностью прекратился выпуск кормоуборочных комбайнов, а завод из за нехватки заказов перешёл на неполную рабочую неделю, сократив не только её до четырёх дней, но и оставив лишь полторы рабочих смены из былых трёх.
А в 1993 г. предприятие было приватизировано и стало АО "ДальСельМаш" и чтобы удержаться на плаву спустя год ему была выдана беспроцентная ссуда для возобновления производства комбайнов.
Но производство всё ещё жило и к 1997 г. на заводе разработали новый кормоуборочный комбайн "Амур-540П", а в 1999 г. выпустили партию рисозерноуборочных комбайнов.
Не смотря на имеющийся спрос, данный рынок был фактически развален и обеспечивать дальнейшие заказы было сложно, а в 2004 г. завод был преобразован в ЗАО Биробиджанский комбайновый завод "ДальСельМаш" и был признан банкротом, после чего началась сдача некоторых бывших производственных цехов в аренду.
А 19 июля 2007 г. на заводе произошла трагедия, окончательно поставившая точку в его истории.
Из за невыделения средств на содержание и уход конструкции цехов были сильно изношены и за пять минут до начала обеда в 12.55 в механическом цехе №2 произошло обрушение крыши общей площадью в тысячу квадратных метров. В то время в цеху находилось 7 человек. Выжил только один.
После этого началась распродажа и распил бывшего оборудования этого некогда единственного крупного завода сельскохозяйственного машиностроения на Дальнем Востоке.
Всего за всю историю завода было выпущено 54 228 тяжелых гусеничных комбайна для 48 регионов бывшего СССР и на экспорт в 22 страны мира.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.