Найти тему
Дестрой

В 2007 здесь рухнула крыша цеха на рабочих: Заброшенный самый крупный Дальневосточный завод сельхозмашиностроения ДальСельМаш

Ныне заброшенный самый крупный Дальневосточный завод Сельскохозяйственного Машиностроения, являвшийся когда-то самым большим заводом столицы Еврейской Автономной Области.

-2

Свою историю "ДальСельМаш" берёт с 1 января 1938 г., когда в строй вступил Биробиджанский обозостроительный завод, обеспечивавший повозками колхозы и совхозы Дальнего Востока, а уже в 1939 г. на заводе был налажен выпуск автоприцепов ПВЭ грузоподъёмностью 2,8 тонн.

-3

Завод активно развивался, но в 1941 г. началась Великая Отечественная Война и мощности предприятия стали выпускать не только профильную продукцию, но и продукцию для нужд фронта.

-4

Так был введён в строй литейный цех, где производили пули и налажено собственное производство комплектующих к токарным станкам.

-5

Кроме того 398 работников завода ушли добровольцами на фронт, а 57 из них не вернулось.

-6

Именно здесь работал известный командир взвода 396-го стрелкового полка 135-й стрелковой дивизии 6-й армии 1-го Украинского фронта И. Р. Бумагин, который в апреле 1945 г. уничтожив гранатами огневые точки противника, закрыл собой амбразуру, обеспечив наступление Красной Армии, за что получил посмертно звание Героя Советского Союза.

-7

Но профильное производство за годы войны не останавливалось и в период с 1941 по 1945 гг. было выпущено более пятнадцати тысяч повозок и тысячи автоприцепов.

-8
-9
-10
-11

В послевоенные годы на заводе освоили выпуск новых автотракторных прицепов, крановых стогометателей,веялок, сортировок, полевых вагончиков и прочих сельскохозяйственных установок.

-12
-13

Позже завод перешёл в ведение Министерства автотранспортного машиностроения и в 1955 г. был переименован в Биробиджанский завод автотракторных прицепов.

-14

Условия для ведения сельского хозяйства на огромных территориях Дальнего Востока были довольно суровыми и в колхозы требовалась новая техника, которая не вязнет в переувлажнённых грунтах и болотистой местности.

-15

Для этих целей идеально подходил выпускавшийся на Таганрогском комбайновом заводе самоходный гусеничный комбайн СКГ-3 на широких траках, а чтобы не везти их с другого конца страны, было решено освоить их производство на самом Дальнем Востоке.

-16
-17
-18

Так сначала их выпуск наладили на ныне также канувшем в небытие дизелестроительном гиганте-заводе "Дальдизель" в г. Хабаровск, а с 1960 г. по решению Госплана РСФСР их стали выпускать и на этом заводе в г. Биробиджан и завод получил своё название "ДальСельМаш" и в этом же году первый комбайн вышел из цехов завода.

-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28

Для наращивания производственных мощностей и массового выпуска комбайнов, на заводе началась глобальная модернизация со строительством новых блоков цехов и подготовка кадров.

-29

Помимо завода и училища при нём были организованы головное конструкторское бюро, жилые дома для рабочих, школа, три детских сада, туристическая база, пионерский лагерь, стадион и дачный массив, организовав целый район города с названием завода.

-30
-31

В КБ завода стали разрабатываться новые сельскохозяйственные машины и уже через год на свет появился первый разработанный на заводе самоходный силосоуборочный комбайн СКГС-2,6, который оказался очень удачным и заполонил не только Дальний Восток и Сибирь, но и стал отправляться в Украину, Казахстан, прибалтику и другие союзные республики.

-32
-33
-34
-35

А в 1966 г. на международных выставках в Москве и Японии заводом был представлен комбайн СКГ-4, удостоенный диплома "За высокий научно-технический уровень", и ставший выпускаться на экспорт.

-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42

В 1970 г. на международной сельскохозяйственной выставке в г. Будапешт завод вновь представил новый комбайн СКД-5Р и был награждён серебряной медалью "За высокий технический уровень и качество".

-43
-44
-45
-46

К середине 1980-х гг. на заводе было разработано ещё три модификации гусеничных комбайнов, а с 1986 г. началось совместное производство рисоуборочных комбайнов "Енисей-1000" с Красноярским заводов комбайнов.

-47
-48
-49
-50

В конце 1980-х гг. завод "ДальСельМаш" выпускал порядка 3000 комбайнов в год, что составляло 97% зерноуборочных комбайнов на гусеничном ходу во всём СССР, а также обладал двумя десятками технологий по изготовлению перспективных машин и механизмов.

-51
-52
-53

Но с распадом союза начался спад объёмов производства, а рыночная экономика нарушила все наработанные десятилетиями экономические связи и поставки.

-54
-55

Так уже в 1992 г. полностью прекратился выпуск кормоуборочных комбайнов, а завод из за нехватки заказов перешёл на неполную рабочую неделю, сократив не только её до четырёх дней, но и оставив лишь полторы рабочих смены из былых трёх.

-56
-57

А в 1993 г. предприятие было приватизировано и стало АО "ДальСельМаш" и чтобы удержаться на плаву спустя год ему была выдана беспроцентная ссуда для возобновления производства комбайнов.

-58
-59
-60

Но производство всё ещё жило и к 1997 г. на заводе разработали новый кормоуборочный комбайн "Амур-540П", а в 1999 г. выпустили партию рисозерноуборочных комбайнов.

-61
-62

Не смотря на имеющийся спрос, данный рынок был фактически развален и обеспечивать дальнейшие заказы было сложно, а в 2004 г. завод был преобразован в ЗАО Биробиджанский комбайновый завод "ДальСельМаш" и был признан банкротом, после чего началась сдача некоторых бывших производственных цехов в аренду.

-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70

А 19 июля 2007 г. на заводе произошла трагедия, окончательно поставившая точку в его истории.

Из за невыделения средств на содержание и уход конструкции цехов были сильно изношены и за пять минут до начала обеда в 12.55 в механическом цехе №2 произошло обрушение крыши общей площадью в тысячу квадратных метров. В то время в цеху находилось 7 человек. Выжил только один.

-71

После этого началась распродажа и распил бывшего оборудования этого некогда единственного крупного завода сельскохозяйственного машиностроения на Дальнем Востоке.

-72

Всего за всю историю завода было выпущено 54 228 тяжелых гусеничных комбайна для 48 регионов бывшего СССР и на экспорт в 22 страны мира.

-73

А на этом всё.

-74

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.