Мне тоже стало интересно.
В Ново-Огарёве шла очередная встреча президента, не виртуальная, хотя были включения с мест.
Заявлена она была как заседание наблюдательного совета АНО «Россия - страна возможностей». Но живьем из совета я увидела только гендиректора Алексея Комиссарова. Остальные, типа Кириенко, Чернышенко, Грефа и прочих начальников включались в разговор по мере необходимости. Важнее были те, кто рассказывал им о себе.
Николай Ткачёв сказал, что он парень из простой деревни, с детства интересовался космосом. В школе сам изучил курс астрономии. В какой-то момент подумал - хочет заниматься ракетами, спутниками. Поступил в МГТУ им. Баумана.
- И вот - надо куда-то идти работать. А куда? Мало устроиться, надо как-то себя показать. Мне пришел на помощь конкурс «Профстажировка», где различные работодатели, такие как Роскосмос, представляют свои текущие проекты, задачи. Я решил заняться созданием лунной орбитальной станции. И предложил свой проект создания окололунной орбитальной станции-гостиницы. Мой проект оценили, пригласили на стажировку. И теперь занимаюсь созданием аппаратов для исследования Венеры в НПО им. Лавочкина. Мне бы хотелось, чтоб в нашей отрасли было больше таких интересных проектов. Ведь есть еще столько никем не изученных областей Солнечной системы! Это и Уран, и Нептун. И на Меркурии еще грунт никто руками не трогал. Такие проекты могут привлечь многих талантливых ребят в нашу отрасль. В Год науки и технологий, в год 60-летия полёта Юрия Гагарина - когда, как не сейчас, задуматься о новых космических высотах?
Закончил выступление и улыбнулся.
Президент улыбнулся в ответ.
- Тезис очень интересный. Коля, расскажите нам - зачем нам Венера? Расскажите, зачем нам этим заниматься?
- Природа Венеры такова... Ее эволюция показывает, возможно, будущее нашей собственной планеты.
- Вот-вот-вот. Я не шучу. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, - попросил Путин молодого специалиста, у которого всю встречу активно рдели щеки.
- Глобальное потепление, о котором сейчас модно говорить, парниковый эффект - все эти явления уже произошли с нашей соседкой...
- Есть основания так полагать, - на всякий случай сказал Путин. - Это не сто процентов, но есть основания так полагать, а то вы нас напугаете... Возможны разные варианты, это один из вариантов развития Венеры - что она была такая же процветающая, как планета Земля. И потом в результате необратимых изменений, когда была пройдена определенная красная черта (он выразительно провел ее рукой в воздухе) начался парниковый эффект. Температура там сейчас какая?
- Порядка 500 градусов по Цельсию.
- Вот. Было всё как у нас, это только одна из версий... А потом в результате изменений климата - непонятно, кто-то там антропогенные выбросы допускал или нет, или это результат каких-то глобальных изменений во Вселенной - во всяком случае начался парниковый эффект. И - температура 500 градусов на поверхности.
- Вот изучение Венеры как раз сможет нам показать - действительно это было так или как-то по-другому развивались события, - порадовался Николай.
- А какие аппараты вы проектируете?
- И орбитальные аппараты, и спускаемые , которые будут исследовать непосредственно атмосферу планеты, грунт. И есть у нас даже программа по возврату грунта на Землю, чтобы полно его исследовать.
- 500 градусов... - повторил президент. - И какой аппарат вы хотите сконструировать? - продолжал зачем-то пытать Николая президент. Я почувствовала себя на уроке физики и астрономии вместе взятых. Но помнила - если Путин о чем-то спрашивает, значит, это кому-нибудь нужно.
- У нас отрасль материаловедения сейчас развивается очень стремительно, - отвечал Николай. - Мы как раз на этапе подбора таких материалов, которые могут выдержать эти температуры. У нас есть много идей, как это можно реализовать.
- Температура на поверхности Солнца примерно 6 тысяч градусов, - продолжил Путин. - А на наконечнике нашей новейшей ракетной системы Авангард температура достигает двух тысяч почти что...
- Это по поводу материаловедения, - объяснил Владимир Владимирович, чтоб никто чего лишнего не подумал. - Ракета летит. И плавится на ходу. Эффект эскимо создается. Но при этом проходит сигнал на управление. И изделие управляется.
Урок шел своим чередом. И Путин добавил для лучшего запоминания:
- А на Венере-то всего 500 градусов. Ерунда какая-то. Поэтому, конечно, возможно сделать.
Мне кажется, более взрослые участники встречи - в сравнении с молодым специалистом - наслаждались моментом.
- И это очень интересно. И главное, как ни странно... - продолжал Владимир Владимирович, заполняя время до звонка. - Я почему к Николаю привязался? Иногда звучит мысль - ну зачем нам этим заниматься? Это же так далеко. Луна... Венера вообще непонятно чего такое. А это имеет практическое значение. Для нашей планеты, для всех жителей планеты. Ну, и для России тоже. Практическое значение имеет... Изучение тех процессов, которые происходят во Вселенной. С этим связано много других прикладных исследований и возможных открытий, которые можно применять в текущей работе. Я, Коля, хочу пожелать вам успехов. И очень рад, что у вас получилось себя реализовать. Во всяком случае условия созданы для самореализации в этой области. Вы сказали, что вы парень из простой деревни. Из какой?
- Село Сидоры Волгоградской области.
- А ваши родители чем занимаются?
- Отец директор школы, мама - бухгалтер.
- Привет им передавайте.
- Передам.
- А вам успехов.
Надеюсь, не только Коля понял, зачем нам Венера.
По-моему, это был первый выход в эфир президента России с момента пресс-конференции Байдена.