Суриков Василий Иванович- русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Творчество его- одно из высших достижений русской художественной культуры.
Суриков обладал уникальным даром живописца и восхитительной интуицией, она и помогала ему как бы видеть воочию картины далекого прошлого, понимать те закономерности, которые связывают его с настоящим.
Детство и юность проведённые в Сибири сильно повлияли и сложили творческую индивидуальность Сурикова. Он происходил из потомственных казаков, чем всегда гордился. Сибирская природа, нравы обычаи, старинный уклад учили стойкости и мужеству, заставляли ценить в человеке прежде всего эти качества. Одно из самых сильных впечатлений дества- публичная казнь в Красноярске. "Смертную казнь я два раза видал. Раз трех мужиков за поджог казнили. Один высокий парень был, вроде Шаляпина, другой- старик. Их на телегах в белых рубахах привезли. Женщины лезут, плачут, родственницы их"- рассказывал Суриков уже в старости М.А.Волошину. Это воспоминание и ожило в картине "Утро стрелецкой казни".
Первые эстетические представления Сурикова сложились в общении с природой, старинными вещами, узорчьем, многоцветьем, характерным для искусства и быта семнадцатого века. "Там самый воздух казался старинным. И иконы старые, и костюмы. И сестры мои двоюродные- девушки, совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестёр. В девушках была красота особенная, древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Рукоделием они занимались: гарусом на пяльцах вышивали. Песни старинные пели тонкими певучими голосами",- рассказывал художник. Столько впечатлений и привели его к раннему пробуждению художественного дара. Суриков стал в 1869 году учеником Петербургской Академии художеств. Его учил замечательной педагог П.П Чистяков, воспитавший много знаменитых русских художников. В академии он получил ценные знания европейского искусства и свое профессиональное мастерство.
Суриков окончил Академию в 1875 году, получив золотую медаль за программную работу "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствие царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста" Патетика подчинена здесь созданию образа сильного духом человека, безбоязненно отстаивающего свои верования. Психологически верно переданный в картине драматизм ситуации, зрелость живописного решения предсказывают будущего большого мастера
В 1878 году Суриков окончательно переезжает в Москву, и отныне Москва становится неотъемлемой и важной частью его жизни. "Я как в Москву приехал, прямо спасен был. Старые дрожжи, как Толстой говорил, поднялись... Памятники, площади,- они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления".
В Москве Суриков приступает к своему замыслу- написанию картины и жизни Руси начала царствования Петра I. "Я в Петербурге еще решил "Стрельцов " писать. Задумал я их, еще когда в Петербург из Сибири ехал. Тогда еще красоту Москвы увидел... Как я на Красную площадь пришел - все это у меня с сибрискими воспоминаниями связалось. Когда я их задумал, у меня все лица сразу так и возникли... "Стрельцы" у меня 1878 году начаты были, а закончены в восемьдесят первом".
На картине изображено раннее московское утро, страшное утро казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 года. Среди толпы, заполнившей Красную площадь, аккуратно выделяются стрельцы в белоснежных рубахах смертников, с зажженными свечами в руках. Капают последние минуты предельного душевного напряжения. Тут художник показывает и создает психологическое противоборство стрельцов и царя: первые олицетворяют старую, уходящую Русь, а Пётр- новый этап жизни русского человека и государства.
Выделяется образ рыжебородого стрельца в нем выражена вся неуменая сила бунтарей, ненависть к царю.
Поединок взглядов стрельца и Петра создают психологическую ось композиции, а мужество, физические и душевные страдания казнимых, плач и горе их близких как будто нанизаны на нее.
Суриков делает правильно тем, что отдает должное государственной миссии Петра, но так же восхищается несгибаемой стойкостью стрельцов.
Царю преображенцы бережно ведут обессилевшего от пыток молодого стрельца. В этом момента автор как воочию увидел всю правду народных судеб ломаемых Петром на пути европеизации России. Художник вложил в свою работу общегосударственный, общенародный смысл и перенес казнь из Преоблаженской слободы, где она на самом деле происходила, на Красную площадь.
Рассмотрим архитектурный фон. Чёткий ритм горизонтальных и вертикальных стен и башен кремля, строгий порядок солдат и свиты царя создают ощущение силы государственной власти. Самих стрельцов художник пишет на фоне как бы обезглавленого собора Василия Блаженного. Сразу вспомнились слова Сурикова: " В Москве очень меня соборы поразили. Особено Василий Блаженный: все он мне кровавым казался " Все на картине как бы говорит и скором страшном кровопролитии.
Народ, наверное- главный герой картины.
Сурикову знакомы противостояния народа и царя, это его действительность. Условия революционной ситуации 70-х и 80-х годов в центре внимания была проблема народных судеб, настоящего и будущего.
9-я выставка предвижников, где впервые демонстрировалась картина Сурикова, открылась 1 марта 1881 года, в день убийства Александра II народовольцем И. Гриневицким. Это конечно совпадение, ведь Суриков был далек от политики. Современники усматривали в содержании картины отгуки крестьянских выступлений 60-70-х годов XIX века. "Утро стрелецкой казни" произвело на зрителей, по словам И.Е.Репина, "впечатление могучее", вызвало "восторг единодушный у всех". С этой картины и началась слава этого великого художника поставишая его имя рядом с именем М.П. Мусоргского, гениального композитора.