Вот только недавно я говорил: уже в следующем году мы можем снова увидеть Даниила Квята на стартовой решётке среди соперников по Формуле-1. У россиянина, считал я, хорошие шансы повторить трюк с сезоном, проведённым за спиной боевых гонщиков в качестве запасного пилота (или пилота по развитию, что по сути мало чем отличается в наши дни). Но теперь эти шансы - под большим сомнением из-за слухов о Пьере Гасли.
Пьера Гасли впору называть злым гением россиянина. В 2017-м француз вытеснил нашего гонщика из Toro Rosso, причём по сути ещё по ходу сезона. При этом Гасли явно считал, что его появление в составе "бычков" задержалось на год: молодой да ранний видел себя за рулём болида Ф1 уже с начала сезона-2017 и заявлял о своих притязаниях чуть ли не в открытую. Но осенью 2016-го Дитрих Матешиц, Хельмут Марко и Кристиан Хорнер всё же сочли, что французу надо дозреть, и оставили Даню ещё на год (увы, но с тем уровнем прессинга, который на него при этом обрушили, Квят получил больше вреда, чем пользы, и едва не попрощался с карьерой в Ф1).
С тех пор утекло немало воды. Квят успел вернуться в Toro Rosso, утереть молоко с губ Алексу Албону и напрямую помериться силами с тем же Пьером Гасли, повторившим падение россиянина из старших "быков" в младшие. Вообще, второй штурм Большого цирка российской "Торпедой" (так называют Квята) начинался вдохновляющим образом. Ближе к середине сезона-2019 едва ли не все эксперты стали говорить: вот-вот его поднимут в Red Bull на место проваливавшего сезон Гасли. Всё это слышал (и волей-неволей начал верить) и сам россиянин. Выбор в пользу Албона стал шоком, что бы там на публике ни говорил Квят. А потом за дело взялся Гасли.
В отличие от Квята возвращение в Toro Rosso прошло для француза куда безболезненней - и полезней. Не прошло и нескольких этапов, как Гасли полетел по трассе, а вот дезориентированный россиянин поддержать его темп не смог. Зато живо напомнил о себе прежнем - например, на мексиканском гран-при, где на последнем круге пошёл в отчаянную атаку на Нико Хюлькенберга, врезался в него и отправил в разворот, получив за это от судей 10 секунд штрафа.
В 2020-м Квят подружился с болидом только во второй половине чемпионата, а до этого ехал ни шатко, ни валко. Нет, совсем провальными его выступления не назовёшь, и, может, доктор Марко закрыл бы на это глаза - если бы не напарник. Для Квята стал явью худший ночной кошмар гонщика: разгром от напарника. Счёт по очкам 75:32 говорит сам за себя. Гасли выдал лучший сезон в карьере, выжимая из болида больше, чем тот, кажется, мог дать, и на фоне россиянина блистал особенно ярко. На его настрое не сказалось даже то, что в Red Bull отказались рассматривать возвращение француза в старшую команду - видимо, Гасли и сам закрыл для себя эту страницу, решив не надеяться на "быков" в своём пути к вершинам Ф1 (забегая вперёд скажу, что у него были основания рассчитывать на это).
В итоге вместо Квята взяли перспективного Цуноду (порадовав мотористов из Хонды и вдохновив их на финальный рывок в межсезонье), а Даниил только незадолго до начала сезона-2021 стал резервным пилотом Alpine, вытеснив из этого кресла соотечественника Сергея Сироткина. Смысл менять одного запасного на другого виделся только в одном: Квята рассматривают как возможного боевого пилота в будущем - вместо бледно выступающего Окона или возрастного Алонсо. Двукратный чемпион мира та ещё шкатулка с сюрпризами, я об этом говорил: да, мастер своего дела с репутацией гонщика без слабых мест - но сложный характер никуда не делся, а реакция и выносливость с годами лучше не становятся, да ещё и травма не могла не сказаться на подготовке к сезону.
В общем, весьма реальный вариант для Квята. Был. И что же теперь?
Теперь в Alpine прочат Пьера Гасли: француз снова наступает Квяту на пятки.
Говорят, что соотечественники могут подписать Гасли уже на следующий сезон - как раз на замену Окону. И ведь лидер AlphaTauri мог выйти на старт в кокпите Alpine уже через несколько дней в Бахрейне. Да-да, в паддоке говорят, что француз общался с командой в прошлом сезоне, и это было куда больше, чем просто разговоры - предметно обсуждался контракт. Однако в "бычках" поспешили оставить Гасли на следующий сезон, благо имели право это сделать. Смену конюшни пришлось отложить - но не забыть о ней.
То, что Гасли уже не собирается бороться за кокпит Red Bull, более чем убедительно доказывают его же собственные слова, сказанные 22 марта в колонке на сайте The Players' Tribune: он набросился на команду с жёсткими обвинениями в отсутствии поддержки, когда он только осваивался в качестве напарника Макса Ферстаппена. Мол, стоило только разбить машину на зимних тестах, как все от него отвернулись.
Две первых гонки за Red Bull оказались трудными, и пресса тут же сожрала меня с потрохами. Журналисты выставляли все мои слова как извинения за плохую форму, а в команде - даже не подумали вступиться...
Пьер Гасли, 22 марта 2021 года
И это только малая часть обвинений - от гонщика, который, отмечу, этот сезон проводит в "бычьей" семье. Вывод напрашивается: Гасли сжигает за собой мосты, собираясь в следующем году ездить за другую команду (а может, такая смелость и вовсе свидетельствует - контракт на 2022 уже подписан и ждёт оглашения). Сложно говорить о том, какую поддержку от Red Bull и AlphaTauri он получит в 2021-м после сказанных слов, но одно можно сказать наверняка: француз будет лезть из кожи вон, чтобы показать себя с самой лучшей стороны всем потенциальным работодателям.
Всё это - совсем не на руку Квяту, которому на первый взгляд даже толком нечем ответить Гасли: выйти на старт и показать быстрые секунды не получится.
Так что же, резервный пилот Alpine - теперь предел возможного для "Торпеды"? Всё же хочется думать, что нет, и для надежды есть веские основания. Во-первых, пусть даже слухи подтвердятся, в команде останется ещё одно место под вопросом - кого бы ни заменил Гасли. Так что Даниилу надо сжать зубы и работать. Ведь даже на симуляторе можно многое доказать руководству - и однажды это уже принесло плоды. Во-вторых (и это, пожалуй, едва ли не главный аргумент в пользу Квята), в Alpine, приглашая россиянина, уже имели в виду Гасли, с которым вели переговоры в прошлом году. Стало быть, даже рассчитывая подписать француза на сезон-2022, в команде захотели, чтобы у них был ещё и Квят. А какой смысл менять одного россиянина (притом давно сработавшегося с командой) на другого, если речь идёт только о просиживании комбинезона на лавке запасных? Никакого, и отсюда следует: в Квяте руководство Alpine видит больше, чем тестера. И, наконец, в-третьих: финансы. Квят - отличная возможность сэкономить, при этом получив крепкого командного пилота без чрезмерных амбиций, мешающих конюшне. Такой аргумент на фоне стареющего Алонсо с его опасным норовом дорогого стоит!
Так что на положении Квята в Alpine новые слухи о приходе Гасли не должны, по идее, сильно сказаться. Но россиянину надо крепко постараться в этом сезоне, сделав всё, от него зависящее. И, конечно, понадобится удача. Она так долго отворачивалась от "Торпеды" - может, приближается, наконец, тот час, когда Фортуна воздаст ему сторицей?
А вы что теперь думаете о перспективах Квята в Ф1?
#даниил квят #пьер гасли #alpine #формула-1 #спорт #автогонки #red bull #alpha tauri #юки цунода #сергей сироткин