Найти тему
Сергей Сергеев

Государственные стройки - что нужно срочно менять. Мнение участника.

До определенного времени моя компания обходила стороной государственные объекты - частник был богат и можно было с ним работать творчески и с хорошей прибылью .

Но времена меняются и жизнь заставила участвовать в "стройках века". Здесь все серьезно, но через....не через голову. Отсутствие ХОЗЯИНА и зашкаливающая бюрократизация дает свои гнилые плоды.

В результате, только за последний год четвер моих генподрядчиков, сильно ругаясь матом покинули бизнес...

Что не так? И что делать?

Начнем с техзадания.

Чаще всего оно разрабатывается без учета мнения эксплуатирующей организации и каких-либо перспектив.

Два примера, проливающих свет на мое суждение.

Недавно сделали поликлинику. Объект очень технологичный. Только в комнате охраны пять мониторов. Как в космическом корабле у охранника отражается не только видео, но и состояние всех систем - куда дует ветер и течет вода, какая комната открыта, где пожар. Когда на объект пришли люди , которые его должны эксплуатировать, возник немой вопрос - "Кто с этим справится?" и что делать, когда загорится красный квадратик и заорет сирена?. Таких ботаников в штате не планировалось.

Делали парк. Администрация района заявила, что траву стричь они не планируют, да и на обслуживание и охрану автополива людей тоже нет.

Далее, проектирование. Это самый важный и болезненный этап. Чаще всего для проектирования объекта в городе Х, по какому-то безумному алгоритму подбирают фирму в городе Y. Эта фирма проектирует основу, а системы раскидывает по частникам и студентам.

Если Вы работали на стройке, то наверняка знакомы с ситуацией, когда Проложены короба вентиляции, а лотки электрики и слаботочки просто не помещаются в выделенный объем.

В качестве примера вспоминаю подземную парковку, где высота прохода, после монтажа пожаротушения, вентиляции и т.п. в некоторых точках была 170см.

Эти замечательные проекты проходят экспертизу, мало того, со всеми ошибками штампуются от объекта к объекту. Ответственности - никакой. Подход простой - ты выиграл тендер - твои проблемы! А вот за стадию "И" Родина выдерет по всем правилам.

Для исключения этой проблемы, на мой взгляд, надо привлекать к экспертизе объектов профильные монтажные организации. Государство может составить реестр монтажных организаций с опытом работы с системами определенного типа и за определенное вознаграждения давать им документацию на анализ.

Например, сдается объект без замечаний - фирму заносят в этот реестр.

Для анализа каждой системы необходимо привлекать по 2-3 эксперта на систему, причем с разных регионов. Россия - страна с давними коррупционными традициями. Проекты на анализ(если это возможно ) передаются без указания объекта - по той же причине.

В результате мы получаем комплекс дельных замечаний от специалистов, которые имели дело с подобной техникой на практике.

На одном из недавних объектов проектировщик из Воронежа спроектировал сигнализацию перелива, которая от поплавка сразу идет на сирену со звуковым давлением истребителя на форсаже. Отключается эта штука только когда опускается уровень воды. Это в общежитии, в комнате дежурного. Представляете, ночь ...улица, фонарь...И БОЕВАЯ ТРЕВОГА!!! Которая не замолкает до приезда сантехника....

Есть современные сетевые системы проектирования(BIM, например), через какое-то время мы все к ним придем, но пока надо приспосабливаться к реальной обстановке.

Проектная документация создана. Теперь еще более щекотливый момент - осмечивание.

Анализируя последний объект, а это детский садик, я пришел к выводу, что сметчица уставала переносить текст из перечня оборудования и материалов, а проектировщик забывал эти материалы вносить. В результате в смете 250 позиций, а реально их более 500!

Здесь вопрос должен решаться аналогичным способом - привлечением анонимной группы экспертов-практиков.

Цены за работы и материалы - отдельный и очень болезненный вопрос. Просто посмотрите. сколько стоит штробление стен. Поставьте идиота, который эту расценку поставил в сборнике, к бетонной стенке со штроборезом - пусть оценит трудоемкость!

При экспертизе необходимо определять СТОПЦЕНУ - т.е. не допускать демпинг. Государство требует от работодателя не опускаться в оплате труда по отрасли ниже 15000р, а осмечивает труд в 8000р.

Потребовал Президент поднять минималку к концу года до 24000 - Родина, компенсируй нам свою хотелку. "Все капризы за счет работодателей" - замечательная позиция, но посмотрите сколько предприятий закрылось, сколько людей осталось без работы.

Сборники сметных цен - это вообще порождение социализма и дьявола! Я нашел в этом замечательном документе видеокамеру за 400р, которую рекомендуют купить у поставщиков за 380р.

Если и делать сборник цен, то он должен быть динамической базой данных. Т.е. в каждой отрасли есть поставщики - лидеры рынка. Например, в области безопасности - "ТИНКО", "ЛУИС", "ГАНИМЕД", "ЯРОСЛАВ" и т.д. У этих оптовиков есть сайты с прайсами. Мало того, они конкурируют друг с другом. Федеральная база выбирает этих оптовиков, заключает с ними договор и подключается к прайсам. Среднее арифметическое РОЗНИЧНЫХ цен и будет максимальной сметной ценой товара. Я обращаю внимание РОЗНИЧНЫХ - подрядчики должны получать прибыль - это основное условие развития бизнеса и страны в целом.

В 2020 году работали через Казначейство. Подавали платежки с закупочной ценой, Казначейство платило поставщикам - добавить свои проценты нам не позволили.

Обязательно необходимо ввести временной норматив 30-45 суток между осмечиванием и заключением Договора. Мало того, если после заключения Госконтракта , но до закупки материалов цены выросли и стали выше сметных - Родина должна компенсировать убытки.

За несколько месяцев 2021 года арматура выросла в цене на 100%. Оборудование систем безопасности подорожало на 5%, потом еще на 10%. А норма прибыли в этой сфере дай бог 20%.

Выбор подрядчиков - тема отдельная. Но важно, чтобы приоритетом пользовались фирмы из региона, где планируется строительство. Столичные ребята богаче, но, например, Волгограду от таких генподрядчиков пользы нет никакой. На той же "Волгоград-Арене", вошли варяги, наняли местных. Исполнителям ничего не заплатили, получили сверхприбыль и увезли налоги и прибыль в свои родные регионы. На всех углах трубят - город получил федеральные деньги! Город получил кукиш и огромную ночную вазу, за которую нужно ежемесячно платить, как минимум 10 млн. рублей.

Начались работы. Все-равно всплывают нюансы. Стройка - очень сложный процесс. Всплывают нюансы. которые предусмотреть невозможно.

Например. бомбу раскопали...., подземные коммуникации совсем не там, где предполагалось и т.п. подрядчик должен иметь возможность обосновать непредвиденные затраты и получать компенсацию. Сейчас позиция Государства - заключили контракт - все проблемы Ваши.

Пока был карантин, вздохнули свободно - нет табуна проверяющих. И что интересно, на качество это никак не повлияло, на безопасность тоже.

Отсюда мораль, а не сократить ли все эти НАДЗОРЫ процентов на 80?

Сдача тоже нынче процесс субъективный.

Перечень и содержание документов для закрытия контракта должен быть жестко закреплен в самом контракте.

При сдаче стадиона "Волгоград Арена", а я делал там всего три системы и только на одном секторе, было потрачено 1500 листов бумаги!!! То инициалы , то порядок должностей, то форма документа.

Совсем недавно, сдавали объект московской комиссии. Приехали ребята, провели комплексные испытания, восторг неописуемый - все четко, все работает. Комиссия уехала. Председатель комиссии посорился со своим коллегой. написал заявление. Коллега(на объекте не был) тут же пишет разгромное письмо. Все формы документов неправильные, состав документации не тот. Потом неделю насиловали принтеры, дабы угодить столичному чиновнику. Это вообще неправильно. Есть перечень, пример, жесткие программы испытаний - все! Никаких амбиций и хотелок.

Очень важный вопрос. который в постолимпийский период сильно ударил по сектору - ПРЕДОПЛАТА. Почему-то государство решило, что его могут кинуть. Не так много было таких случаев, да и вопрос решался соответствующими организациями.

Предоплата должна быль и ее объем, как минимум стоимость оборудования и материалов. У людей появятся деньги, а их оборот очень благоприятно влияет на экономику.

С 2017 года, я, например, все время должен поставщикам, подрядчикам. Они. в свою очередь, должны своим поставщикам. Все должны всем, денег в обороте нет! Это радикально неправильно.

Если у Вас есть предложения по этой теме - пишите. Дорогу осилит идущий, а молчание - знак согласия. Я не согласен и требую перемен.

Позиция, мол все-равно ничего не изменится к лучшему - спорная. У меня есть статья, которая набрала солидное количество просмотров.... на каком-то этапе поступил звонок из Министерства....слышат, читают...

https://zen.yandex.ru/media/id/5f4e06248a3a646977ab0e70/variant-spaseniia-gorodageroia-60362824084cc34524cc553b