Запоминающаяся книга! Не совсем согласен с оценкой Financial Times на обложке, но тем не менее…
Thomas Rid профессор стратегических исследований в школе международных исследований Университета Джона Хопкинса демонстрирует глубокое погружение в тему. Наверное смысл книги можно было бы описать цитатой автора из эпилога - "Кибернетика началась с войны и закончилась с войной", если бы не повествование между началом и концом книги. Если бы не было этого повествования в книге не было бы ничего "альтернативного". Альтернатива заключается в истории кибернетики как постоянной борьбы государства и представителей контркультуры, стремящихся к личностной свободе, "опьяненых" коктейлем из идей Айн Рэнд, либертарианства и психоделиков. «Казалось, что весь Сан-Франциско стал смесью психоделики и компьютерных технологий», – вспоминал Эрик Дэвис, который присутствовал в качестве критика от рок-журнала Village Voice." Здесь нельзя упомянуть имя Стюарта Бранда, "иконы эпохи", американского писателя, наиболее известного как редактора каталога "всей земли", эта книга была настольной книгой Стива Джобса и Джеффа Безоса. Бранд был одним из идейных вдохновителей киберпанка.
Парадокс заключается в том, что рассматривая киберпространство как продолжение психоделического опыта, как инструмент освобождения от давления государства, пространство личной свободы, эти киберпанки, шифрпанки добиваются обратного, стимулруя создание все новых инструментов контроля над личностью, уходя от зависимости от ЛСД, они пораждают еще большую зависимость от киберпостранства и когда они понимают это, как, например, отец виртуальной реальности Джарон Ланье - уже поздно, джин выпущен из бутылки. "Когда Винер опубликовал «Творца и робота», то понял, что наделал, хотя и не выразил это так ясно, как мог. Его любовь к истории джинна, к «Обезьяньей лапке», имела вполне очевидную причину: Винер понимал, что и сам выпустил джинна – кибернетику. "
Автор абсолютно правильно в начале книги сакцентировал внимание на 3 основных идеях отца кибернетики (в современном понимании) Норберта Виннера: управление, обратная связь (технари поймут) и человеко-машинное взаимодействие. Последнее наиболее важно - нет отдельно мира "оффлайн" и мира "онлайн", это две половинки единого мира и любая новая технология из "виртуального мира" отражается на мире реальном по цепи обратной связи, чаще к сожалению "положительной"(технически, т.е усиливая дестабилизирующий процесс), увеличивая энтропию (степень хаоса) нашей жизни. И именно поэтому борьба государства и представителями контркультуры заканчивается победой государства, поскольку оно контролирует реальность. Сидя за компьютером мы превращаемся в единую систему и если нам кажется что мы управляем им, то в равной степени он управляет нами, создавая привычки, формируя навыки и образ мышления. Сначала мы создаём инструменты, потом инструменты создают нас ( Маршалл Маклюэн).... К сожалению я не соглашусь с мыслью автора, что кибернетика закончилась войной, война только начинается, и а фигуральном смысле, формируя нас как машиноподобные сущности и в прямом - переведя войну в киберпространство, которая уже продолжается около 40 лет и прогрессируя в реальность в виде боевых дронов и автономного оружия.
Конечно книга будет интересна прежде всего айтишникам, но возможно и другим категориям читателей, которые интересуются этой темой, здесь много интересных фактов из истории кибернетики. К сожалению историю кибернетики это история западного мира, и вы не найдете здесь русских имен, кроме историй с хакерскими атаками, хотя надо понимать, что в этом смысле другая сторона, тоже не белая и пушистая, как представляет автор, в этом либо поверьте мне, человеку написавшему 25 лет назад проект Конвенции по защите от кибертерроризма (к сожалению переговорный процесс начинается тогда, когда обе стороны понимают, что они не имеют одностороннего преимущества), либо прочитайте Сноудена.
#почитайподумайразвитие
#цифровизация
#кибербезопасность
#кибернетика