Найти в Дзене
Александр Матусевич

Две Марии и сумрачные тевтонские гении

Фонд Елены Образцовой представил в зале «Зарядье» двух солисток Молодежной оперной программы Большого театра России

В год 80-летия великой русской певицы – своей патронессы (2019) Фонд начал программу исторических концертов, в которых должны были прозвучать произведения из репертуара Образцовой в исполнении молодых солисток – новых звезд российского вокала. Однако пандемия прервала это начинание, и в нынешнем сезоне цикл решено продолжить, несмотря на то, что сам юбилей уже миновал. Он пользуется поддержкой Фонда президентских грантов, что, конечно, облегчает обеспечение качества концертов - они проходят в лучших залах и лучшими творческими силами.

Несмотря на свои феноменальные успехи на оперной сцене, Елена Васильевна никогда не забывала концертную эстраду и камерное пение – ею было исполнено бесчисленное множество самых разнообразных программ. И хотя Образцову никогда не считали вагнеровской певицей – в операх сумрачного тевтонского гения «номер один» она не пела – к его камерной лирике она обращалась не раз. Равно как и к иному австро-немецкому репертуару – песням, опереттам, вокальным циклам, ариям из пассионов и пр.

Поэтому для мартовской программы в «Зарядье» были выбраны два немецких автора – Вагнер и Брамс, а сама она названа поэтично – «Herzensgedanken », то есть «Мысли сердца»: из заголовка понятно, что акцент в ней сделан на интимных душевных переживаниях. Прозвучали «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Вагнера и «Рапсодия на стихи Гёте» Брамса в исполнении двух солисток габтовской Молодежной программы – сопрано Марии Мотолыгиной и меццо-сопрано Марии Бараковой.

В концерте приняли участие Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова (худрук Николай Азаров), участвовавший в исполнении Рапсодии, и БСО имени П. И. Чайковского – за пультом весь вечер стоял его худрук, выдающийся отечественный дирижер Владимир Федосеев. Благодаря этому, в частности, Везендонк-Lieder прозвучали в оркестровом варианте, а кроме того оркестр подарил слушателям два чисто оркестровых номера из вагнеровских опер – вступление к 3-му акту «Лоэнгрина» (им концерт открылся) и «Смерть Изольды» из «Тристана и Изольды». Последний опус, хотя и данный в оркестровом изложении, неизменно напоминал о своем оперном, вокальном происхождении – получилась красивая перекличка «поющего» оркестра с голосами солисток.

Знаменитый оркестровый фрагмент из «Лоэнгрина» задал тон всему концерту. Музыкальная стилистика зрелого романтизма очень близка маэстро Федосееву и его коллективу, поэтому в передаче яркости и богатства вагнеровских симфонических красок они – непревзойденные мастера. Русский в своей основе звук оркестра – сочный, жирноватый, объемный – очень подходит массивному, фактурному изложению что Вагнера, что Брамса, а придать своей игре некоторую немецкую точность, аккуратность и педантизм федосеевцы умеют превосходно, отчего немецкие опусы отнюдь не выглядели «русопято», а именно стилистически убедительно. Но не только праздничное «лоэнгриновское» вступление прозвучало впечатляюще: и глубокие краски «тристановского» фрагмента, и нежные краски в вокальном цикле Вагнера, и сумрачно-скорбное звучание в брамсовской Рапсодии были переданы коллективом со знанием дела, создав в «Зарядье» непередаваемо прекрасную ауру подлинной романтической возвышенности.

Но, конечно, в центре внимания публики были молодые певицы. Обе находятся сегодня под чутким патронажем руководителя Молодежки многоопытного вокального педагога Дмитрия Вдовина, обе – лауреаты известных вокальных конкурсов. Мария Баракова завоевала золото на двух самых главных отечественных конкурсах – имени Глинки и имени Чайковского. Мария Мотолыгина получила на Чайковском бронзу, а вот в Варшаве, на престижном конкурсе имени Монюшко, взяла первую премию. В Большом театре оперный репертуар обеих пока невелик: у Бараковой он существеннее (самая крупная исполненная партия – Любава в «Садко»), зато Мотолыгина оперную сцену «попробовала» всерьез, будучи до того солисткой Екатеринбургского театра (из крупных партий – Купава, Графиня в «Свадьбе Фигаро», Чужеземная княжна в «Русалке» Дворжака и пр.).

У обеих – роскошный материал: голоса отличаются подлинной красотой тембров и внушительным объемом. У Мотолыгиной – центральное сопрано, всегда столь востребованное в мировом оперном репертуаре, у Бараковой – драматическое меццо, голос редкий, а сегодня, можно сказать, редчайший. Но и отделка впечатляет: ровность по всему диапазону, его представительность, свободное владение крайними нотами, умение тонко нюансировать, точно интонировать. Но и это еще не все: даже более того впечатлили очевидные музыкальность и выразительность пения, полная самоотдача и погружение в исполняемый материал, четкое и точное понимание задач, поставленных композитором и умение донести их решение до слушателя.

Мария Мотолыгина исполнила вагнеровский цикл при всем разнообразии красок и нюансах настроения, которое, конечно, не одинаково в каждой из пяти песен, на единой трагико-меланхолической волне, точно передав общее настроение светлой грусти и душевных терзаний героини, пусть не апокалиптичных, но все же достаточно глубоких и серьезных. Декламационному стилю вагнеровских миниатюр певица сумела придать столь ценимые композитором связность и легатированность (не зря он восторгался бесконечными мелодиями Беллини – единственного из итальянцев, кого он признавал), создав у слушателей ощущение вечно текущей музыки, изливающейся из самых глубин души.

Мария Баракова чутко уловила настрой брамсовского опуса, придав своему голосу максимум темных красок – в ее пении слышалось нечто от вагнеровской Эрды: весомое, мощное в потенциале, надмирное. Экспрессия, заложенная в опусе, была всегда сдержанной, не плакатной, оттого более выразительной и значимой, а скорбно-страдальческие интонации получались ненарочитыми и естественными.

У обеих солисток сложился идеальный ансамбль с оркестром, который, при всей значимости и самостоятельности, все же прежде всего был чутким аккомпаниатором, хотя, конечно, и сотворцом (в этой музыке иначе и невозможно). Общий итог – невероятное ощущение встречи с истинно прекрасным, когда критический анализ умиротворенно отступает перед впечатляющим фактом искусства и вследствие этого покорно умолкает. Молодость певиц не помешала дать им глубокие, законченные образы исполняемых сочинений, и это, безусловно, настоящая их победа.

Концерт проводится в рамках международного проекта Фонда Елены Образцовой «Голоса наследия» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

24 марта 2021 г., "Играем с начала"