Найти тему

Несколько слов о науке человека, от науки далёкого

Две оговорки.

  1. Давно далёкого от науки. Это значит, когда-то близкого. И очень даже близкого.
  2. О той самой науке, благодаря которой мы сейчас имеем вакцину.

Итак, в новостях прошло, что президент встречался и говорил с людьми, которые разрабатывали вакцину.

Что я могу сказать...

Вы! Да, да, вы. Вот сейчас встаньте и скажите тем людям спасибо. Всем. От самого высокого руководителя-академика, до последнего лаборанта в лаборатории.

А если на вас сейчас китель какой, то отдайте честь.

Потому что они заслужили.

Ну как это. Вот представьте. Вы пытаетесь удержать фронт. И никак. Ваши линии громят, вас обходят, вы в беспорядке оставляете позиции, бежите… Приказы “ни шагу назад” не выполняются.

И вдруг сзади вас выстраивается рубеж из сил и средств Резерва Ставки Главного Командования.

И ситуация на фронте стабилизируется.

Понятная аналогия?

Вот и здесь так. И не надо ухмыляться и свысока чего-то там…

Вы сначала поработайте в биологических боксах для начала.

Для начала вы сначала поучитесь немного. Чуть-чуть. Сначала премудростям всяким, потом лабораторным методам и технике. Это не займёт много времени. Года через три вас уже может быть смогут не только допустить к лабораторному столу, но и какую-нибудь пипетку позволят в руки взять. Ту, которая попроще, разумеется. Из того набора, который подписан “Только для студентов”. И не коситесь в ту сторону. То оборудование не для вас. И долго не будет для вас. А тот человек, который с ним работает даже не поймёт чего это вы так смотрите в его сторону. Работайте, давайте. Осваивайте азы.

Ладно. Ребята молодцы. Я не знаю и не могу представить сколько часов сверх положенных 8 они работали каждый день, включая выходные. Ну, то есть, понятно, что не больше 24-х. Просто потому, что после 24-х уже начинается другой день с другими часами. Но я вполне могу допустить, что кто-то из них, хотя бы сколько-то раз за это время ночевал в лаборатории. Так что, наденьте, наденьте свой китель с орденами. Эти ребята обеспечили вам устойчивый фронт.

Но я обещал о науке.

Смотрите. Судя по всему то, что они сделали, действительно если не лучшая в мире, то… Просто лучшая.

Наука делается людьми. Вы там про ИИ чего-то сейчас подумали? Нет, оставьте. Людьми она делается. Людскими мозгами и людскими руками. Так вот. С этими двумя составляющими в России, в какой бы форме она ни выступала, всегда было очень хорошо.

Вы скажете что почти все Нобелевские лауреаты из Америки?

Ну что, будем спорить?

В 90-е годы российская наука была в состоянии, близкому к разгрому. Я думаю, продолжая фронтовую аналогию, что это был где-то август 41-го года.

Я пытался понять для себя… Сравним ли тот разгром в 90-х с лысенковщиной?

Между ними два отличия.

Лысенковщина в основном прошлась по “верхам”.

В 90-е, опять же, продолжая фронтовую аналогию, был “выбит” (образно говоря, конечно) “сержантский” состав. Аспиранты, дипломники, мнс-ы, научные… Реже старшие. Единично – выше.

Это особенно тяжело сказалось на научных школах, там, где взаимодействие поколений культивировалось годами и десятилетиями.

Давайте я вам приведу одну цитату, которая достаточно точно отражает состояние дел в то время:

Все мобильные, наиболее активные и работоспособные исследователи молодые и среднего возраста ищут и находят себе поприще в других странах. Опустели наши лаборатории. Еще немного и мы перейдем критическую черту, после которой регенерация станет невозможной. (Из книги :Симон Шноль. Герои, злодеи, конформисты отечественной науки)

Лаборатории были пусты. На столах стояло брошенное, часто в середине эксперимента, оборудование. Цель дипломников и аспирантов была защититься и уехать. В этих условиях "инвестировать" в них не было никакого смысла. Забывшие шум шагов и говор людей коридоры были темны, гулки и неприветливы. Работать было некому. Кадров не было. Финансирования не было. Оборудования не было. Реактивов не было. Казалось, это конец.

Но в России есть одно свойство. Вернее, одна черта. Это – мозги. Там, где западному учёному требовалось дорогостоящее оборудование и приборы, научились обходиться простыми и умными экспериментами и вообще постановками задач другого уровня. Асимметричный ответ?

Западные журналы не принимали статей. С усмешкой (но в пределах вежливости): “не вам на ваших приборах делать такую науку”.

Но в России делали не такую науку.

В России делали другую науку.

Ладно. Оставим это. Про это можно писать много. Или промолчать.

Тем не менее… Ребята вытянули это дело.

В России много чего надо менять. Что-то надо выметать решительной метлой. Что-то нужно вообще заново… Но есть пара вещей, которые в России были всегда, и которые надо особенно бережно ценить и беречь.

Это – мозги и самоотверженность.

Ребята вытянули это дело. Скажем им спасибо.

Не будем спрашивать про зарплаты. Не надо. Просто посидим и помолчим.

И ещё. У каждого своя работа. И если вдруг меня сейчас читает человек, чья работа стоять с дубинкой, подумайте, что в следующий раз, когда вы хотите применить эту дубинку, перед вами может быть человек, который сделал возможным вакцинацию для вас и вашей семьи.

И последнее. Великая страна не может быть без великой науки. Будем спорить?

У меня всё.