"Зоя" 137 / начало
Янек назвал дочку Златой. Теперь он и Зою, и дочь называл ЗолОто. И часто говорил, что купается в золоте, потому что его любят две золотые девочки. Счастье в Зоиной семье лилось через край.
Удивительным образом в конце 1912 года Янек, Зоя, Николай и Евгения начали дружить семьями. Произошло это случайно. Николай, как-то встретив Янека, долго благодарил за своё спасение. Янек радовался, что ему удалось вытащить Николая из «ямы», в которой тот оказался. Слово за слово и Николай рассказал, что женился, и у него родился сын. И, посоветовавшись с Зоей, Янек пригласил Николая с семьёй в один из выходных январских дней 1913 года.
Зоя сдружилась с Евгенией, и они стали вместе посещать уроки шитья у пани Анны, которые та решила организовать для всех желающих. Иногда уроки пани посещали и гимназистки.
Софья, отучившись в гимназии полтора года, бросила её. Овладев навыками шитья, она наравне с Анной обшивала богатых дам, а перед самой Первой мировой войной стала хозяйкой мини ателье для женщин среднего класса.
Из тканей подешевле она шила такие же модели, которые предлагала Анна для своих богатых клиенток. Софье на тот момент было 12 лет. Никто из услышавших историю Софьи, не верил, что она приёмная, а не родная дочь Анны Левандовски.
Весной 1913 года Зоя забеременела. Как-то прогуливаясь с дочкой по городу, Зоя встретила Таисию. Та несла на руках светловолосого мальчика. Подойдя ближе, Зоя заметила у Тайги большой живот.
Поздоровались как ни в чём не бывало. Таисия светилась от счастья. Зоя даже невольно улыбнулась при виде её. Двухлетний Иван без умолку щебетал и кого-то до боли напоминал Зое. Напоминал Макара. Уже больше двух лет о Макаре ничего не было слышно. Иногда Зое казалось, что вот он, впереди неё идёт по городу. Она обгоняла прохожего и разочарованно шла дальше.
В середине 1913 года по городу прокатилась волна задержаний на фоне противодействия революционной деятельности. Мужчин, возвращавшихся с работы, задерживали прямо на улице.
Наслышавшись про задержания, Зоя спрашивала у мужа, грозит ли ему опасность. Он клялся, что давно не связан с комитетчиками и с ним ничего не случится.
Когда Янек не вернулся домой после очередного рабочего дня, Зоя забила тревогу. Уже стемнело. Она собрала дочь и сначала побежала к отцу. Григорий рассказал, что Янек ушёл домой вовремя.
Оставив дочь с Евдокией Степановной, Зоя вместе с отцом побежала в полицейский участок. Там приняли заявление и велели ожидать. Григорий советовал дочке не беспокоиться и остаться ночевать у него.
Но Зоя, оставив дочь у Кирьяновых, поспешила домой. Всю ночь она не сомкнула глаз. А наутро к ней пришли с обыском. Перевернули всё вверх дном. Ничего не нашли.
На все вопросы о Янеке упрямо молчали. Зоя, отчаявшись, не знала к кому обратиться. Вся заплаканная прибежала к Парамонову. Тот, увидев Зою, опустил голову. Потом протянул ей лист бумаги. Среди трёх десятков фамилий кружком были обведены около десяти.
- Это все мои, - еле слышно сказал Парамонов. – Я ничего не смог сделать. Прости, Зоя. Никто не разбирался. Я помогу твоей семье.
Зоя почувствовала, как земля уходит у неё из-под ног.
О том, что без суда и следствия расстреляли революционеров, гудел весь город.
Продолжение тут
Другие мои рассказы здесь