Все-таки до чего я люблю листать старые газеты. Нет-нет да и наткнешься на что-то интересное. То современник клеймит Сару Бернар, то благодарный зритель пишет отзыв на спектакль, который в будущем войдет в учебники по актерскому искусству. То предтеча нынешних поп-историков старательно доказывает, что Лжедмитрий - настоящий сын Ивана Грозного.
А иногда попадаются совсем маленькие жемчужинки-блестки.
Раздел объявлений в журнале "РАМПА" за 4 января 1909 года. Тут в глаза бросаются три вещи. Во-первых, специально изданный и продающийся "к гастролям Сары Бернар" перевод привезенной пьесы. Ну а что - субтитров-то тогда не было, а французский язык, вопреки расхожему мнению, понимали отнюдь не все театральные зрители.
Во-вторых, вот такое смешное объявление на самом видном месте:
Что это за невидаль такая? А это concert -monstre, т.е. сводный концерт с очень большим числом исполнителей. Этот термин был в ходу в XIX веке: В.Одоевский, например, упоминает concert-monstre, состоящий "более нежели из тысячи музыкантов и певцов". К тому моменту, видимо, написание латиницей вышло из употребления - а вскоре устарел и сам термин.
Ну и наконец самое интересное. Видите скромное объявленьице в самом низу, под "концертом-монстром"?
Догадываетесь, кто этот артист театра Корша И.Р. Пельтцер, обучающий желающих театральному искусству с "практикой на сцене"?
А это Иван Романович Пельтцер, отец знаменитой актрисы Татьяны Пельтцер. В те годы Татьяна Ивановна выглядела примерно так:
И кстати, впоследствии именно отец и обучал Татьяну актерскому мастерству, "набив руку" на ее предшественниках, студентах драматической школы!
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Похожие статьи:
Необычная постановка Мольера в тереме русской царевны
Удобный путеводитель по моим постам - здесь.
--
Спасибо моим читателям!
Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!