Найти тему
Манжета театроведа

Тайны «Театрального романа». «Поликсена Торопецкая»: серый кардинал МХАТ. Часть 1.

Оглавление

В романе Булгакова образ секретарши Поликсены Торопецкой занимает особое место. Кто стал прототипом "Поликсены", какова была ее роль в жизни и семье Булгакова и почему до нас дошло так мало фотографий этой по-своему выдающейся женщины, – в моей статье.

Оксана Мысина в роли Поликсены Торопецкой
Оксана Мысина в роли Поликсены Торопецкой
Вообще Торопецкая свое дело знала и справлялась с ним хорошо. Писали мы под аккомпанемент телефонных звонков. Первоначально они мне мешали, но потом я к ним так привык, что они мне нравились. Поликсена расправлялась со звонящими с необыкновенной ловкостью. Она сразу кричала:
- Да? Говорите, товарищ, скорее, я занята! Да?
От такого приема товарищ, находящийся на другом конце проволоки, терялся и начинал лепетать всякий вздор и был мгновенно приводим в порядок.
М.Булгаков. «Театральный роман»

В романе Поликсена Торопецкая – почти демоническая личность. Ее официальная должность – секретарь Аристарха Платоновича. Один из двух руководителей вымышленного Независимого театра, он очевидно списан с Владимира Ивановича Немировича-Данченко, руководившего Художественным театром, а затем МХАТ наряду с Константином Станиславским.

-2

Кто же стал прототипом самой Торопецкой? Знакомьтесь: Ольга Бокшанская, легендарный секретарь Немировича-Данченко, а по совместительству – свояченица Булгакова, то есть сестра его последней жены.

Ольга Сергеевна Бокшанская.
Ольга Сергеевна Бокшанская.

Ольга была, как и ее сестра, исключительно эффектной и даже кокетливой женщиной. Булгаков рисует свою Торопецкую весьма модной деловой дамой, не забывая упомянуть и тонкие чулки, и дорогие туфельки. Однако известны лишь 3-4 не самых удачных её фотографии. Ольга Сергеевна не была охотницей фотографироваться.

Дело в том, что у неё рано проявилась патология "ленивых век" (её теперь иногда называют "болезнью Пэрис Хилтон"). В медицине это называется "птоз верхнего века". Ольга перенесла тяжелую, безуспешную и крайне мучительную операцию и навсегда отказалась от попыток как-то избавиться от нависания век. Вместо этого она отработала свой фирменный взгляд – из-под опущенных ресниц, как бы свысока – из-за которого многим новым знакомым казалась надменной.

Ольга Бокшанская. Год фотографии неизвестен. Источник: http://m-bulgakov.ru/publikacii/bulgakov-zhizn-i-tvorchestvo-fotoalbom/p4
Ольга Бокшанская. Год фотографии неизвестен. Источник: http://m-bulgakov.ru/publikacii/bulgakov-zhizn-i-tvorchestvo-fotoalbom/p4

«С ней жить нельзя!». Детство и юность

Ольга родилась 8 декабря 1891 года в Риге. О ее происхождении мы знаем в первую очередь по рассказам Елены Сергеевны Булгаковой (которая была на 2 года младше). Отец сестер – Сергей Маркович Нюренберг – был юристом; мать – Александра Александровна Горская – дочь священника. У Ольги и Елены было два брата: старший Александр и младший – Константин. Именно в связи с рождением Ольги лютеранин Сергей Маркович (по настоянию жены) принял православие.

Сестра Ольги – Елена Сергеевна Нюренберг, будущая Булгакова.
Сестра Ольги – Елена Сергеевна Нюренберг, будущая Булгакова.

Нюренберги жили дружно, дома у них было весело. Сохранился семейный календарь, куда вписывались все значимые события. Сергей Маркович не только был активным общественным деятелем (сотрудничал с различными газетами и журналами и, кстати говоря, основал в Риге Русский драматический театр), но и дома развивал кипучую деятельность. Именно он привил дочерям колоссальную любовь к театру.

Нюренберги были дружны с творческой интеллигенцией города, принимали у себя артистов. В их семье часто устраивались домашние спектакли.

Амедэ Форестье. «Маленькая фея», февраль 1893 г.  Источник: https://museum-tarhany.livejournal.com/14562.html
Амедэ Форестье. «Маленькая фея», февраль 1893 г. Источник: https://museum-tarhany.livejournal.com/14562.html

Сын Александра Сергеевича – Оттокар Нюрнберг – рассказывал про эти спектакли:

...в доме Нюренбергов усердно ставились пьесы, как это было принято в семьях русской интеллигенции. Александр был режиссёром и всегда претендовал на заглавные роли. Главные женские роли играла тщеславная Ольга, реже менее эгоистичная Елена, в то время как Константин к актёрской деятельности не допускался и должен был управлять занавесом.
Вид на Ригу с Понтонного моста. 1910 г.  Источник: https://www.rigamuz.lv/
Вид на Ригу с Понтонного моста. 1910 г. Источник: https://www.rigamuz.lv/

Юность Ольги Сергеевны мы можем назвать «тёмными годами». Ведь она не допускала никого в свою личную жизнь. Почти все, что мы знаем о ней в период до 1918 г., известно по рассказам её сестры булгаковеду Мариэтте Чудаковой. Между сестрами, тем не менее, существовало некоторое соперничество. Я ни в коем случае не хочу упрекать Елену Сергеевну в неискренности, особенно учитывая свидетельство о ее «меньшем эгоизме», чем у Ольги. Но всё же, ссылаясь на её сведения, призываю помнить, что это лишь интерпретация, хотя и принадлежит она близкому любящему человеку.

Итак, по словам Елены Сергеевны, юная Ольга Нюренберг полюбила военного, поручика Владимира Бокшанского. Тот в это время ухаживал за Еленой. Но та сама поспособствовала, чтобы поклонник обратил внимание на её сестру. Между Бокшанским и Ольгой завязался роман, итогом которого стала помолвка. Но, получив от молодого человека просьбу выдать за него Ольгу, Сергей Маркович вызвал будущего зятя к себе в кабинет и долго беседовал с ним... отговаривая его жениться. Дескать, дочь самолюбива, у нее трудный характер, ей еще рано выходить замуж. Однако Бокшанский был непреклонен.

Влюбленные. Фотооткрытка нач. XX в.
Влюбленные. Фотооткрытка нач. XX в.

Брак этот закончился крайне неудачно. Якобы новобрачный вскоре «пришёл в ужас» от тяжелого нрава супруги: «С ней жить нельзя!» (заметим, что следующий муж нашел жизнь с Ольгой вполне приемлемой; но об этом речь впереди).

В 1914 году Бокшанский ушел на фронт. А в 1915 сестры Нюренберг переехали в Москву, надеясь поступить в Московский Художественный театр. Муж Ольги приезжал в отпуск, на побывку, но, встретившись, супруги сидели по разным углам комнаты и читали. По ироничному комментарию сестры, Ольга подолгу не выходила к мужу – «прикалывала банты», просила подождать. Брак, само собой, со временем окончательно распался.

«Предана театру безмерно». Начало работы в Художественном театре.

Служить в театре хотели обе сестры. Но осталась там именно Ольга.

Галина Тюнина в роли Поликсены Торопецкой. "Мастерская Петра Фоменко"
Галина Тюнина в роли Поликсены Торопецкой. "Мастерская Петра Фоменко"

«Она была предана театру безмерно – поступила туда в 1918 г. – секретарём. Брали меня – но она просила меня уступить». – говорила Елена Сергеевна.

Карьера Елены далее сложилась вполне удачно, и её альтруизм был вознагражден. Возможно, в одной из следующих статей я затрону и эту тему, тем более, что в «Театральном романе» есть и персонаж, списанный с неё. А пока обратимся к судьбе Ольги.

А Ольга... Ольга просто нашла своё идеальное место в жизни. Именно здесь она обретет всё: работу, признание, учителей и даже личное счастье. Театр для неё стал настоящим домом.

Карьеру свою она начала с должности секретаря-машинистки дирекции, и, по отзывам очень многих, работу выполняла первоклассно. Вновь обратимся к Булгакову:

Надо отдать справедливость Поликсене Торопецкой: дело свое она знала. Она писала десятью пальцами – обеими руками; как только телефон давал сигнал, писала одной рукой, другой снимала трубку, кричала: "Калькутта не понравилась! Самочувствие хорошее..." Демьян Кузьмич входил часто, подбегал к конторке, подавал какие-то бумажки. Торопецкая правым глазом читала их, ставила печати, левой писала на машинке: "Гармоника играет весело, но от этого..."
– Нет, погодите, погодите! – вскрикивал я. – Нет, не весело, а что-то бравурное... Или нет... погодите, – я дико смотрел в стену, не зная, как гармоника играет. Торопецкая в это время пудрилась, говорила в телефон какой-то Мисси, что планшетки для корсета захватит в Вене Альберт Альбертович.
Машинистка. Журнальная иллюстрация нач. XX  в.
Машинистка. Журнальная иллюстрация нач. XX в.

Именно Бокшанская под диктовку Станиславского напечатала рукопись «Моей жизни в искусстве» (о ней я немного писала здесь). И перепечатывала её ещё четыре раза.

Ольга Сергеевна оказалась исключительно театральным человеком. Она была умна, дипломатична, обладала хватким стратегическим умом. И вскоре стала одним из самых влиятельных людей в театре...

Продолжение читайте в следующей статье.

© Ольга Гурфова

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))