Найти тему

Род Черных шатров Огузского племени

Тамга Караевли
Тамга Караевли

Часть 5 ( Часть 4, Часть 3 , Часть 2 , Часть 1)

Крыло Бозок-Потомки Гюнхана-Караевли

По Рашид ад Дину род караевли означает "черный шатер", "где бы он ни остановился всюду в палатке живет".

Об этом роде тоже нет информации по монгольским (точнее айратским) корням.

В 1206 году написанная Фахреддином Мубарек Шахом (род. в Лахоре, Индия) Родословная народов находящиеся в Тюркских землях, этот род отсуствует. ( В его книге описаны 137 разных родословных, считается что он первый написал книгу с описаниями родословных). У Махмуда Кашгари на век раньше, род караевли присуствует как род кара-болюк(черная часть) и стоит на 12 месте в списке.

В Турции (в Османской империи) до 16 века нет никаких записей об этом роде. В 16 веке в области Маниса в деревне Мусаджалу есть записи о 86 граждан налогоплательщиков из рода Караевли.

У Абулгази описывается времена 14 века, где род Караевли становится Даг-Сакары(Таг-сакары, горная пустыня) отчего скорей всего и теряется цепочка родословной, из за постоянного смены имени рода.

... щедро одарив Мама-бике, передал ее Караджа-Мергену. Он(Кома-бек 14 в.) дал [ей] также женатого раба. У того раба было четыре сына и две дочери. Его старшего сына звали Хызыр, второго — Али, третьего — Игбек, четвертого — Кашга. Мама-бике, состарившись, отдала все свое имущество на богоугодные дела. Данные ей Кома-беком раб и его жена умерли, а четырех их сыновей и двух дочерей она отпустила на волю. Все четверо обзавелись домами и стали обладателями многочисленного добра; каждый из них жил в своем месте. ...Четвертый [из них] Кашга-чора; он тоже обосновался на берегу реки Аму, близ Аджы-тенгиза (Аральское море) и зажил [там]. Его потомков называют Кара-oйли. Подобно своим старшим братьям, он разбогател, [но] к нему никто не пришел, не присоединился, потому что земля, на которой он сидел, была плохая; места, пригодного для посевов, не было, и травы, на которой можно было бы пасти скот, тоже было мало...
... В настоящее время их называют Таг-сакары; это потому, что они потомки Кашга-чора. Кашга и Сакары имеют один и тот же смысл.
Абул-Гази Родословная Туркмен

Также у Абулгази отдельно описывается род Сакар:

Теперь расскажем о потомках младших братьев Oгyрджика. У Суварджика был сын по имени Хуршид. Иль Олам-ургенчли — потомки Хуршида. Уруг Азлар — потомки Дудыка. Иль Сакар — потомки Кабаджыка
Абул-Гази Родословная Туркмен

Судя по повествованию, Огурджик (11 век) (не путать с Огурчиком)) относится к другому огузскому роду Салор. Поэтому или это 2 разных рода, либо караевли смешались с родом салор.

У Карпова Г.И. в книге "Родоплеменной состав Туркмен", есть подробное описание и история кочевания рода Сакар за последние 150 лет, которые были во власти Хивинского ханства, он также ссылается на Абулгази что возможно род Сакар и есть род Караевли. Данные записаны со слов старейшин рода в Туркменистане, в Саятском районе в деревне Ул-арык. Также в этом районе на берегу Амударьи есть город Сакар.

Подведем итог потомков Гюнхана.

Вероятно что в 1-2 веке до н.э. по 2 век н.э. Род жил в Китайско-Монгольских степях, после 2 века н.э. было переселение в Центральную Азию. Дальше мы видим что в 10-11 веке было переселение на юг в сторону современного Ирана, Ирака, Сирию оттуда уже в 13 веке перекочевали в современную Турцию и Азербайджан. Другая же часть двух родов Кайи и Баят перекочевала в Половецкие степи. Большая часть Алкаевли и Караевли осталась в землях современного Туркменистана и Узбекистана.

Известные династии потомков Гюнхана Огузовича являются: Османская династия, династии Джандарогуллар, Чобаногуллар, Газневиды, Дулкадиры, Каджары.

Известные личности потомков Гюнхана Огузовича являются: Эртугрул его сын Осман, и все его потомки султаны, генерал Сельджуков Чобан, политики династии Каджаров (шахи и много премьер министров, политических и военных деятелей Ирана), Деде Коркут, Физули, Оруджбек Баят.