Пол Ньютон всегда был интересен мне как один из тех, кто стоял у истоков любимой группы, в составе которой записал ее первые три альбома. Похоже, он не из тех людей, которые любят находиться в центре внимания, и это тоже добавляло интереса к его персоне. И еще я долгое время не мог понять, что послужило причиной ухода Пола из URIAH HEEP именно тогда, когда они стали по-настоящему утверждаться в статусе великой рок-группы.
Пол Ньютон родился 21 февраля 1948 года в Андовере, графство Хэмпшир. Начало его музыкальной деятельности связано с группой SHINN, исполнявшей композиции в стиле прогрессивного рока. Потом был 1967 год, когда на пару с Кеном Хенсли они пришли в группу THE GODS, игравшую поп-рок с элементами прогрессива. Правда, в отличие от Хенсли, Ньютон не задержался в THE GODS и вскоре оказался в музыкальном коллективе под названием SPICE в компании с Миком Боксом, Дэвидом Байроном и Найджелом Пеграмом. Интересно отметить, что менеджером SPICE был Пол Ньютон – старший, отец бас-гитариста. SPICE, как многим известно, и стали группой, из которой родились URIAH HEEP. Их крестным отцом, то есть продюсером, стал некто Джерри Брон.
Еще до того как SPICE сменили свое название на URIAH HEEP, в группе появился новый ударник. Пеграм был слишком легким для утяжеленного звучания, и его место занял Алекс Нэпьер. Шотландец пришел по объявлению в газете, отличался буйным нравом, был, как оказалось впоследствии (а это явилось грубым нарушением контрактных обязательств), женат и имел на тот момент четверых детей.
Место ударника вновь стало вакантным еще до окончания записи первого студийного альбома. И Ньютон, и Хенсли считали, что группе нужен новый ударник. Им оказался Найджел Олссон, только что закончивший запись дебютного альбома Рега Дуайта (тогда Элтон Джон называл себя именно так). Впрочем, сотрудничество с Олссоном также оказалось недолгим: Элтон Джон забрал ударника обратно, предложив ему деньги, не сопоставимые с тем, что Найджел получал в URIAH HEEP.
Перемены за ударной установкой в группе следовали одна за другой. Свой второй альбом URIAH HEEP записывали с Китом Бэйкером, но его не устроил жесткий гастрольный график, и в поддержку Salisbury в турне по США группу сопровождал уже Йен Кларк. С ним URIAH HEEP работали над своим третьим студийным альбомом под названием Look at Yourself. Как признавался Кен Хенсли, в группе не рассчитывали ни на Бэйкера, ни на Кларка как на постоянных музыкантов. Можно только посочувствовать Ньютону, в партнерах по ритм-секции у которого менее чем за два года побывали четыре ударника.
Группа тем временем набирала ход. Вложения (прежде всего Брона) стали окупаться. Расходы на записи компенсировались доходами от гастролей. Появились публикации, реклама. Роль Джерри Брона росла на глазах. Он основал свою собственную фирму звукозаписи, на которой URIAH HEEP и записали Look at Yourself. Название Bronze Records предложил Йен Кларк, за что удостоился бонуса в 25 фунтов. По словам Ньютона, именно на этом альбоме группа определилась со своим стилем.
Между тем дела самого Пола оставляли желать лучшего. Поговаривали, что в группе остались недовольны его игрой на Look at Yourself. В частности, ему ставили в упрек его «недореализованность» на одноименной композиции. Право, не знаю… Я лично этого не заметил.
Проблемы усугублялись еще и тем, что вся власть в группе стала переходить к Брону, а Пол Ньютон – старший все более отстранялся от дел, хотя и оставался ее менеджером. По вложениям в группу он не мог соперничать с Броном. Музыканты прекрасно понимали, кто есть кто, и откуда идут деньги. Назревал раскол и в руководстве, и среди музыкантов, которые в итоге приняли сторону Брона. Ньютон оказался фактически в одиночестве. Перейти в лагерь противников отца он не мог.
Но этим ситуация не ограничилась. Во время гастролей в Германии машина, в которой был Ньютон, вылетела в кювет и несколько раз перевернулась. По счастливой случайности серьезно никто не пострадал. Впрочем, эта катастрофа оказала свое психологическое влияние на бас-гитариста, что отмечает и Кен Хенсли. Также сказалось и то, что как раз в это время жена Ньютона ждала ребенка.
Вспоминая те дни, Пол говорит, что он сам подумывал о том, чтобы уйти из группы. На первый план выходили деньги, а музыка уходила на второй. Обстановка чисто в человеческом аспекте изменилась в худшую сторону. Звездной болезнью заболел Байрон. Авторитет Хенсли стремительно рос, набрасывая все большую тень на других участников группы. Ударники постоянно менялись. Мик Бокс, по природе своей абсолютно бесконфликтный человек, предпочитал в то время ни во что не вмешиваться.
Все закончилось тем, что Пола Ньютона уволили из группы. Шесть недель он ничего не делал. Ему звонили с предложениями о работе, но его это не интересовало. Он все более и более удалялся от музыки.
Нельзя сказать, что Пол Ньютон полностью отошел от дел. Какое-то время он играл в группе под названием FESTIVAL, был задействован как сессионный музыкант в нескольких проектах, о которых, впрочем, мало кто слышал. В 2000 году он выступал с другими бывшими участниками группы в концертах Uriah Heep Legends. Годом позже он вошел в состав проекта THE HENSLEY LAWTON BAND, который дал несколько концертов. Один из них, записанный в мае в Лондоне, вышел на CD под названием The Return. Ньютон также отметился в группе BEHIND CLOSED DOORS, которая была создана его сыном Джулианом. Иногда Пол работает с группами BROMYARD, THE BUSINESS и OFF THE CUFF с бывшим ударником URIAH HEEP Китом Бэйкером и со своим приятелем, гитаристом Дэйвом Билом, а в 2015–2016 годах он принял участие в записи совместного альбома с певцом Крисом Рэйнбоу под названием Licence to Rock.
И все же, на мой взгляд, это совсем не то, на что мог (и должен был) рассчитывать Пол Ньютон. Быть может, я в чем-то сентиментален и поэтому тоже не могу объективно оценивать его вклад в первые три альбома URIAH HEEP, но скажу лишь, что все они входят в мою любимую пятерку альбомов группы, а игра Пола Ньютона не оставляла меня равнодушным ни много лет назад, ни теперь.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Пол Ньютон # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #