Вагон был чистый, ухоженный, с выглаженным бельем. Михаил Степанович присел, посмотрел на второе пустое место. Его волновало, кто будет соседом по купе. Он боялся, что подсядет кто-то с малым крикливым дитем или какой-то невоспитанный пассажир.
Поезд тронулся. Он еще раз помахал Клаве рукой из окна и принялся устраиваться на своем месте. Соседей пока не было.
Вечерело. В окно светили косые лучи заходящего солнца. Поезд бежал вперед, стуча колесами, слегка покачивая вагон. Михаил Степанович перекусил, попил чай и улегся отдыхать.
Он задумался о своей жизни.
Ехать домой ему не очень хотелось, там он чувствовал себя неуютно. Работая, он не так остро ощущал свою семейную неустроенность.
Личное счастье его длилось недолго. У Михаила Степановича была очень капризная жена. Сколько раз он хотел уйти от нее, но было жаль детей. Марина раздражалась по каждому поводу. Часто унижала его. Несколько раз он уличал ее в измене.
Друзья сочувствовали ему:
- Миша, сколько ты можешь это терпеть? Поставь ее на место или уйди. Не губи себя, ведь жизнь одна, - советовал его лучший друг.
Но Марину поставить на место не удавалось, а быть далеко от своих детей он не мог. Михаил Степанович очень любил их.
Пока были живы родители Марины, жизнь еще была терпима. Теща, Зинаида Львовна, была редкой женщиной. Она сглаживала все нежелательные элементы их жизни, всячески помогала семье, занималась детьми. Но случилось несчастье: тесть и теща погибли в ДТП.
На некоторое время жизнь в семье стала невыносимой. Михаил Степанович ушел в гостиницу, пожил один месяц, но больше не выдержал, не смог быть вдали от детей.
В другой раз он уехал к родным в отпуск и не хотел более возвращаться в семью. Мать заметила настроение сына, часто вздыхала и украдкой плакала. Клава тоже переживала.
В один из вечеров Михаил Степанович сидел в глубоком раздумье за столом. Было позднее время. Он вздыхал, курил одну сигарету за другой.
- Сынок, что ты не спишь? - спросила мать, выходя из своей комнаты.
- Думаю, мама.
- О чем? Может со мной поделишься? Авось полегчает.
- Не знаю как быть. Так тошно жить дальше, что легче наложить на себя руки.
- Что ты? Господь с тобой! Не пугай меня! - закричала мать и зарыдала.
Схватив сына за руки, стала целовать их.
- Милый мой, только не это! Ради бога, ради детей своих. Ведь они у тебя такие маленькие. Кто их поднимет, кто обеспечит, если не ты? На Марину надежды нет, а сватов уже нет в живых. А ведь какие люди хорошие были! Опомнись, сынок! Живи ради детей, а там, может быть, у вас все и наладится. Прости меня …
В тот вечер они долго не ложились спать, все говорили, говорили. Мать плакала, сын курил. У обоих было скверное настроение.
Побыв еще неделю, Михаил Степанович, вернулся домой, встретил сына из школы. Они вместе пошли в детский сад забрали Аленку. Радости не было конца, дети висели на отце, играли, шкодили.
Михаил успокоился, хотя его по-прежнему раздражало поведение жены. Марина потолстела, была неряшлива быту, детьми практически не занималась. Порядка в доме не было.
Когда приезжала Клава, то она, не покладая рук, стирала, убирала, но Марина никогда не ценила этого. К Клаве относилась с высоты, да и детей не приучала уважать тетю, сестру мужа. После того как Клава уехала в Новороссийск, забрав мать, она больше в гости не приезжала.
Михаил Степанович лежал, воспоминания о юности быстро нахлынули и пронеслись. Он тяжело вздохнул, повернулся на бок и погрузился в крепкий сон. Последнее время спал он плохо и очень устал от всего навалившегося.
Поезд, покачивая вагонами, мчался вперед. Изредка останавливался на станциях, чтобы перевести дух, высадить одних пассажиров и забрать других.
Юность
Марина с родителями жила в соседнем дворе. Родители ее, действительно, были очень хорошими людьми. Отец и мать Михаила Степановича дружили с семьей Марины долгое время. Познакомились, когда дети были еще маленькими. Маринка с тоненькими косичками и большими бантами была частой гостьей в их семье. Особенно дружили их матери.
Список рассказов
Рассказ "Кольцо". Часть 2
Начало / Часть 3