Более века назад, в 1918 году, Вячеслав Шишков начал писать эпическое полотно о золотой лихорадке конца XIX — начала XX века, захватившей просторы Сибири. Двадцать лет до того Шишков путешествовал по сибирским рекам: Оби, Енисею, Лене, Ангаре, Иртышу и Нижней Тунгуске. Последняя и стала вымышленной Угрюм-рекой — огромной стихией, кажется, давящей на героев романа своим молчанием и абсолютным равнодушием к замерзающим в ее пойме покорителям тайги. В 1928 году роман «Угрюм-река» был опубликован.
На Первом канале вышла первая полная экранизация романа Вячеслава Шишкова — грандиозная сага о том, как единожды содеянное зло отравило три поколения Громовых и еще десятки людей, которым не посчастливилось с ними столкнуться.
Это монументальная история практически клана Громовых — потомственных купцов и промышленников и… разбойников. Роман начинается с, казалось бы, довольно мирной смерти лавочника в кругу семьи. Данила Громов призывает к смертному одру сына Петра и передает ему все свои владения и сбережения в наследство, а заодно и тайну того, как эти богатства были нажиты. В дикой глубинке России конца XIX века Данила зарабатывал разбоем и душегубством, но Петра не слишком волнует происхождение состояния: его ум застят блестящие перспективы жизни богача. А вскоре вернется с учебы сын Прохор, ему Петр и поручит прорубать во льду Угрюм-реки путь Громовых к славе и богатствам. Семнадцатилетний Прохор отправится в тайгу налаживать торговые связи, изучать местность, искать ресурсы и возможности. Только он, верный товарищ Ибрагим и проводник из местных, за хорошую плату пообещавший не дать Прохору и Ибрагиму сгинуть в неизведанных землях.
Именно запутанные семейные взаимоотношения, темные тайны прошлого, то и дело всплывающие на поверхность, подверженные страстям и соблазнам умы Громовых составляют канву повествования.
Жизнь Прохора с его бесчисленными женщинами, подельниками, конкурентами, аферистами, разбойниками и жаждущими отмщения бывшими соратниками складывается во впечатляющую картину жизни в России на рубеже XIX—XX веков. Не той, в которой на балах томно вздыхают дамы в кисее, а молодые нигилисты декадентствуют на сомнительных квартирах. Здесь Россия неприрученная, дикая, занесенная снегами — глубинка, еще непокоренная, сулящая кому-то гибель, а кому-то — баснословные деньги. Каждый герой этой эпической саги живет отчаянно, на грани то ли безумия, то ли погибели.
В широком полотне «Угрюм-реки» можно найти, кажется, любой исконно русский характер. Есть тут и жестокие властные промышленники; и лихие люди, которых и медведь в лесу стороной обойдет; и роковая красавица, обреченная быть желанной вечно не теми; и жена, несущая свой крест; и революционер на службе тирана; и поп, в равной мере преданный богу и бутылке, и множество еще бесконечно одиноких, несчастных, раздираемых страстями людей. Такова Сибирь в начале ее освоения. Таков кровавый путь первых промышленников, строивших вдоль бесприютных рек села и заводы, где властвовали лишь два закона: сила и деньги.
Роман «Угрюм-река» говорит с читателем по-разному: то кажется семейной сагой, то производственным романом, то вворачивает детективную составляющую, даже мистическую, то любовный многоугольник, то добавляет экшна. Будет и сибирская версия «Выжившего». Несмотря на столетний возраст, роман может зацепить многих читателей именно этим своим многоголосием, заинтересовать одним из десятков персонажей. Тут живут и умирают также напряженно и отчаянно, как в «Игре престолов», вот только без драконов и с постоянным ощущением того, что эта история — документальная хроника становления сибирской промышленности. Впрочем, прототипы у героев и правда есть: семья Матониных, осваивавшая тайгу близ Енисея в XIX веке.
Как вам сериал?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!