Горыныч – самая узнавая волшебная фауна русских сказок. Но вот ведь вопрос – откуда этот культ трехголовой змеи в стране, где змей почти нет? И что эта за загадочная битва на Калиновом мосту?..
Увы, ключ к пониманию этих образов утерян и говорить о них можно лишь гадательно.
И все же попробуем: существует одна версия, довольно дерзкая, но абсолютно логичная и непротиворечивая, которая без натяжек объясняет, что из себя представляет Горыныч на самом деле.
Но начнем не с нее, а с других, тоже по-своему любопытных.
Есть, например, мнение, что легенды о Горыныче возникли потому, что наши предки время от времени натыкались на останки динозавров. И было это как раз в горах.
Эта версия имеет право на существование, правда, не объясняет многоголовость Змея. Как и его пристрастие к похищению юных девиц. И мост, мост! Уж очень он подозрителен… Потому что широкие крепкие мосты, хоть сколько-нибудь пригодные для боя, человечество научилось строить относительно недавно (та же цивилизация Древнего Рима – явно младенческого возраста по сравнению с патриархом Горынычем).
Имеется предположение, что это символическое изображение вражьей силы, степных народов, нападавших на Русь (или ее далеких пращуров) в разные времена.
Не исключено также, что Горыныч – это огонь. Мол, тушишь-тушишь его, а у него все новые языки вырастают.
Все это похоже на правду. И со скелетами динозавров наши предки не могли не сталкиваться. И с огнем боролись. И со степными народами.
Но все же Горыныч более масштабен.
Известная специалист по фольклору Н.Н. Велецкая замечает, что
Генезис языческого образа-дракона четко выяснить пока не удается. Корни его уходят в праисторические цивилизации, о которых достоверными сведениями наука не располагает
и подчеркивает, что образ змея связан с космосом и огнем. Польское название змея – plametnik .
Ну некоторыми сведениями мы все же располагаем. Например, у нас есть Веды и Авеста, которые вполне информативны, но пока мало изучены.
Небольшая группа ученых (начиная с Б.Г. Тилака), проанализировав образы в этих древнейших текстах, считает, что прародина индоевропейцев располагалась на крайнем севере. Когда-то климат там был благоприятным, однако наступившее похолодание заставило людей уйти вслед за теплом. (1)
Русский исследователь Е. Елачич, исходя из этой версии, предполагает, что загадочный змей - не что иное как северное сияние.
В Ведах, например, присутствует легенда о похищении солнца злым богом Валой. Ворованное светило стерегут змеи. Возможно, они выглядят так:
Миф описывает природные явления, в котором солнце превращается в трофей в битве богов.
Калиновый «мост» тоже прекрасно вписывается в этот пейзаж.
Посмотрим в словаре Фасмера значение слово «калинники», и обнаружим, что это
"отдаленные осенние грозы, зарево, зарница", вост.; "ранние осенние заморозки", на севере. Отсюда пословица: "Пронеси, бог, кали́нники мо́роком", т. е. облачной погодой (Даль). Связывается с днем поминовения св. Каллиника (из греч. Καλλίνικος), который считается святым, согревающим людей, – день 23 и 29 июля;
Когда люди покинули ставшие безжизненными северные просторы, мотив краденого солнца постепенно забылся и сменился похищением девушки. Хотя до сих пор дети читают про крокодила, который солнце проглотил…
Хотя эта версия не получила широкого признания среди ученых, все же она логичнее прочих. Миф в зашифрованном виде описывает некое глобальное явление, прекрасно знакомое многим поколениям наших предков. И борьба с кочевниками, и кости динозавров явно идут мимо кассы.
А вот небесные явления, изменение климата и вынужденная смена места жительства - вещи более чем масштабные.
(1) Подробнее в книге Б. Г. Тилака «Арктическая родина в Ведах»