Найти тему

«Бахчисарайский фонтан» в Самаре: они еще и поют )))

Добрые самаритяне привезли нам целый «фонтан любви»! Нет, это не то, что вы все подумали : ))

Это «Бахчисарайский фонтан» Самарского театра оперы и балета, его в этом году выдвинули на премию «Золотая маска», вместе с «Жизелью» Большого театра, которую тут горячо обсуждали, к удивлению автора, и «Дон Кихотом» московского же Стасика - про него тоже могу написать, если кому интересно.

При таком раскладе боюсь, что у поволжских бахчисарайцев мало шансов. А жаль…

Гостей и корреспондентов было видимо-невидимо :))

Спектакль очень хорош! Тщательно выстроенные декорации, пышные костюмы – все, как я люблю! Занавес поднимается, еще один занавес раздвигается, а там и третий, уж не помню, что с ним делают... В общем, все богатство фантазии и изобретательность машинерии.

Впрочем, оно и понятно - это целиком и полностью спектакль Кировского театра 1934 года.

Вы можете легко себе представить весь антураж, если включите в ближайшее время канал Mezzo или Mezzo HD (они мне не платят за рекламу, это я сама плачу им за подписку), там весь март показывают "Корсара" и «Бахчисарйский фонтан» Мариинского театра, недавние записи.

В первом акте – гордые поляки.

"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета
"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета

А кстати, сейчас Пушкина проходят в школе? Мария в поэме -тоже княжна, правда, фамилии у нее никакой нет, и жениха тоже… Да и Зарема оказалась невиновна в ее гибели, сама собой «мгновенно сирота почила»…

Княжеское поместье отстроено на славу, одних статуй четыре штуки – с левой стороны, правая с моего места под потолком была плохо видна, но, наверное, столько же. Парадная лестница, двери открываются – всего один раз, но все равно за ними какой-то гобелен виднеется… В общем, много работы проведено, респект :)

А уж когда все действие переезжает во владения хана Гирея, тут просто пиршество красок! Гарем весь такой жизнерадостно оранжевый, в опочивальне Марии, наоборот, поэтический голубой кафель…

И костюмы мне понравились еще больше, один двухметровый шлейф и прозрачные штанишки Заремы чего стоят!

Нет, серьезно, я ценю основательность во всем; пустая сцена и на ней забор – не для меня (Штакетник этот из современной хореографии, не к ночи будь помянут, я видела в «Стасике» неделю назад, еще про него напишу)

К несчастью, не могу вам предъявить все это великолепие, автор чтит правила и во время спектакля не фотографирует.

Однако они еще и танцуют! И даже поют!

Перед началом первого акта звучит романс «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Спасибо бдительным читателям, обратившим внимание малограмотного автора на историю создания романса. Похоже, этих романсов два! Как минимум :))
Может, кто-нибудь из добрых самаритян откликнется и скажет, как там дело обстоит?

Пока что я нашла на просторах Интернета вот такой отрывок:

Это в самом Самарском театре, не на гастролях, судя по занавесу :))

Кстати, вы знаете, как полезно писать в Интернете? По ходу дела можно узнать много нового! К примеру, сам романс я слышала, конечно, много раз, а вот что вы можете сказать о композиторе? К создателю балета никакого отношения, его зовут Александр Кондратьевич Власов, он мало того, что композитор, так еще и виолончелист. А я еще задумалась, с чего вдруг слева от дирижера – целая группа виолончелей, там, где скрипки обычно сидят?

А потом перед третьим актом идет еще один романс, только не спрашивайте меня, какой – мне стыдно, но я даже слов не могла разобрать… Если говорить честно, то звук этого сопранного «Фонтана» - не фонтан… Возможно, это связано с тем, что певица стоит рядом с арфой в оркестровой яме, она же для пения не предназначена…

Что же касается собственно балета, то я рада сказать, и это важно:

Для меня, как обычного зрителя, а не члена какого-нибудь жюри, все здесь хорошо. Нет, правда!

Мне случалось уже видеть спектакли, приехавшие в Москву на гастроли и конкурсы издалека. Все время точит мысль - ну ладно, это ж не столица, как людям платят, так они и работают… О самарских артистах так не скажешь, и это здорово!

Не то, чтобы мне все понравилось, есть куда расти над собой. Просто иногда бывает так, что только из вежливости приходится найти, что можно похвалить…

Первый акт мне показался сделанным добросовестно, но уж очень неторопливо… Там же, помните, шляхта должна зажигать – краковяк и прочие мазурки? Да еще у них свой собственный «танец с саблями»? Может быть, артисты просто волновались, это же конкурс на «Золотую маску»…

Опять же Новая сцена Большого театра, где этот спектакль был представлен, довольно тесная, не разбежишься… У меня было впечатление, что панове только и думают, как бы в залихватском прыжке не врезаться друг в друга, а это не способствует веселью. В общем, здесь мне больше всего понравились «два старика» - они хоть не очень много плясали, зато от души :)

Да, чтобы не забыть:

Польские паненки выглядели больше француженками в платьях с фижмами и пудреных париках. Вроде бы действие должно происходить гораздо раньше 18 века, по крайней мере, Томашевский так пишет в комментариях к поэме, там еще про Геную речь… Так или иначе, но артисткам двигаться было как-то несподручно…

Мария и Вацлав – это были Ксения Овчиникова и Игорь Кочуров .

"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета
"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета

С Марией все хорошо, на мой взгляд с верхнего яруса, а вот Вацлав явно ее робеет :)

Ну правда! Только барышне надо какой-нибудь пируэт сделать, на кавалера опираясь – у него рука дрожит, как осиновый лист; ой, думаю, сейчас оба так и грохнутся в оркестровую яму!

Во дворце Гирея дело пошло веселее: там декорации сдвинуты к заднику сцены, по краям места много, всем гаремным девушкам хватит :)

Кстати:

Не раз приходилось слышать такое выражение, что главная звезда российского балета – кордебалет . Действительно, вспоминаю недавно виденные западные балеты – там только солисты, и солируют они каждый о своем. А в Самарской труппе я насчитала около тридцати танцовщиц сразу в одной сцене, и потом еще немногим меньше танцовщиков – в другой. И они действительно держат спектакль! Если к солистам могут быть вопросы, то здесь меня все устраивает. Наверное, кордебалет – очень дорогое удовольствие, сначала выучить, потом зарплату платить, нашим друзья и партнерам по ту сторону океана не по карману…

Про шикарный выход Заремы – балерина Анастасия Тетченко , заслуженная артистка Самарской области - я уже говорила, это грандиозно! Настолько, что, когда она вроде бы старается вернуть расположение Гирея, у меня было впечатление, что скорее это жена устраивает сцену мужу-подкаблучнику, который посмел после зарплаты утаить заначку :):) Зато потом ее возмущение найденной в спальне Марии тюбетейкой и угрозы выглядели очень даже натуральными :)

"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета
"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета

У самой Марии здесь движений немного, она должна в основном играть на арфе и в танце как бы попеременно вспоминать веселые дни на родине и кручиниться о своей нынешней злой судьбе. Вроде бы все достоверно, но не душераздирающе – ну, наверное, так надо? Единственное, где мне хотелось бы больше естественности – это в последних минутах ее жизни. Невозможно забыть, как Уланова в знаменитом фильме поворачивается вокруг себя, потом тихо опускается на пол, и жизнь ее покидает…

Не могу не написать о двух солистках. Танец с колокольчиками был очень мил – девушка в голубом, она у меня на фото не осталась, вышла на поклоны и быстро исчезла был.

"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета
"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета

И еще девушка – «оранжевое солнце» и косичка с небесно-голубой кисточкой :) . Специалисты мне сейчас подскажут – это вторая жена Гирея? И она тоже была очень убедительна в танце - вроде, «пришел мой час!»

Кстати, сам Гирей (артист Дмитрий Мамутин) чрезвычайно колоритный! Ему танцевать должность не позволяет, но как выразительно он расхаживает по сцене и как живописно страдает!

И, конечно, не могу не упомянуть еще одного артиста, выдвинутого на «Золотую маску», и звать его ни больше ни меньше, как Диего Эрнесто Кальдерон Армьен . Не иначе, как родственник писателя. Тот, правда, был скорее философ, а самарский Кальдерон – ну просто огонь! У него партия правой руки Гирея, военачальника Нурали, очень харизматичный артист :):)

Да, у него еще три собственные «правые руки», посмотрите фамилии в программке - из них одна, пониже ростом и, кажется, с японской фамилией, особенно мне запомнилась прыткостью и шустростью :) Под конец вполне себе лирического спектакля – и вдруг такая буря и натиск! Похоже, весь имеющийся мужской кордебалет вылетел на сцену и минут пять выплясывал к восторгу публики :):)

Я постаралась запечатлеть поклоны – там видно не очень, увы, зато слышен гром аплодисментов!

Однако гости оказались скромные, за занавес на поклон не вышли… А зря. Их ждали!

Вы еще не устали, уважаемые читатели?

А то я собираюсь покуситься на святое :) Не на наше все, но почти :)

Вы поэму помните? Она недлинная, 15 страниц, по-моему. Порядок действий – не совсем, как в балете: в середине обе барышни умерли, потом Гирей «в чужой предел злой набег направил». И только потом он «в память горестной Марии воздвигнул мраморный фонтан». Ну и дальше Пушкин про свои собственные переживания рассказывает, к сюжету прямо не относящиеся.

Это я к тому, что структура самого балета вызывает у меня вопросы – не работа Дарьи Павленко, она, как я понимаю, просто перенесла в Самару спектакль, созданный Ростиславом Захаровым еще в Кировском театре в 1934 году, а сама оригинальная постановка. – Вот видите, обычно я за то, чтобы ничего не переделывать и хранить, как есть, а тут…

Судите сами:

Занавес открывается в первом акте – Гирей сидит у фонтана и страдает.

Занавес закрывается после второго акта – Гирей сидит у фонтана и опять страдает.

"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета
"Бахчисарайский фонтан", Самарский театр оперы и балета

Казалось бы, очень удачно закольцовано, все умерли, зритель в минорном раздумье, тут бы спектакль и закончить?

Ан нет, перерыв на буфет и в третьем акте – все назад, опять гарем, опять Гирей, да еще вышеупомянутые всадники врываются отчаянным галопом :)

Зритель в недоумении: то ли ему горевать, то ли, наоборот, встрепенуться и мысленно нестись в степи вместе со всем лихим войском?..

Ой, извините, мне тут внимательные читатели указали - действительно, Гирей сидит второй раз у фонтана прямо в финале. Но мне все равно хочется буйный набег двинуть в середину :)))

У меня такое же ощущение отсутствия связанности частей между собой от «Баядерки» Натальи Макаровой в «Стасике» – казалось бы, ночь спустилась, меланхолия, душа летит вслед за Никией, и вдруг этот Золотой истукан как пойдет носиться туда-сюда…

Странная какая-то последовательность… Вы не находите?

Я не про хореографию, вообще не имею привычки говорить о том, в чем не разбираюсь. Но композицию-то все проходили, наверное, в средней школе, когда сочинения писали?

Поэтому мое предложение такое:

Военные пляски из 3 акта я бы перенесла в начало 2 акта, на тот момент, когда вся компания возвращается из Польши с Марией и прочими плененными барышнями, мне кажется, это логично. А дальше все идет, как идет, только разговор Заремы с Марией и гибель их обоих – уже в 3 акт. И под конец Гирей опять сидит у фонтана

Не нравится? Ну как хотите :)

P.S .

Уважаемые жители Самары и Самарской области, обратите внимание, «Бахчисарайский фонтан» принес вам хоть и не две розы, как в стихотворении Пушкина, а гораздо больше:

Гастроли Большого театра - осенью к вам едет «Светлый ручей»!

Это один из моих любимых спектаклей, никто еще не уходил с него в плохом настроении

Вот, можете пока посмотреть здесь

Будет время, я вам расскажу об этом спектакле в разных составах :) Если очень попросите :):)