Итак, прогуливаясь по улице Чапаевской, мы добрались наконец до Вилоновской и, конечно же, наше внимание привлекло 12-этажное здание, которому в этом году исполняется 50 лет (ул. Чапаевская, 210).
Судить об эстетических достоинствах прямоугольного параллелепипеда – занятие бессмысленное, поскольку он, безусловно, красив: как красив кусочек сахара или отдельно взятый кирпич. Другой вопрос: надо ли считать это архитектурой? Может быть, стоит ограничиться термином «строительство»?
Но чур меня! Если прямоугольный параллелепипед – не архитектура, тогда и квадрат Малевича – не живопись! Нет, не будем покушаться на святое. Лучше вспомним о людях, которые уже фактически сделали это строение объектом культурного наследия.
Конечно, на таких домах мемориальные доски смотрятся как на корове седло. Но устанавливать их всё равно надо. Петр Львович Монастырский, легендарный режиссер Самарской драмы, не виноват в том, что его бронзовый полупрофиль выглядит слишком пафосно возле кухонного окошка.
Сквер его имени в 150 метрах отсюда тоже довольно заурядное место, но всё же это не какой-нибудь безымянный газон, а СКВЕР МОНАСТЫРСКОГО, по которому сам Петр Львович наверняка хаживал, направляясь из дома в театр и обратно.
Надпись на пристрое «Дом архитектора» указывает на то, что здесь находится офис самарской региональной организации Союза архитекторов России.
Но у надписи есть и скрытые смыслы. Дело в том, что в этом доме жила семья Алексея Григорьевича Моргуна, занимавшего пост главного архитектора города Куйбышева в период с 1965 по 1987 год, а в проектировании здания принимала участие его супруга Галина Васильевна – тоже архитектор.
Работы Алексея Григорьевича видел каждый самарец. Это здание обладминистрации (в соавторстве), Ленинский мемориал (сейчас музей им. Алабина, в соавторстве), вычислительный центр ОДУ СВ (в соавторстве), станции метро «Безымянка» и «Московская» (в соавторстве).
Но мало кто знает, что ему принадлежит проект, реализованный в двух кварталах от Дома архитектора на углу Чапаевской и Красноармейской. Мы с вами не так давно проходили этот дом, возведенный Петром Щербачевым в 1928 году.
Но, как вы помните, здание сейчас выглядит немного иначе. Проект его надстройки до пяти этажей разработал в 1950-х Алексей Моргун. Он тогда тоже получил здесь квартиру.
До этого семья архитектора жила на Садовой в деревянном доме с печью и туалетом на улице. И что бы там ни говорил Ленин про кино, всё-таки из всех искусств важнейшим для нас является архитектура, потому что от нее никуда не денешься.
Спасибо, что дочитали!
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.
Ваш Андрей Макаров