Найти тему

Обнимашки писателей, беременные кариатиды и опрокинутые рюмки: чего только не увидишь в Москве.

Львы, атланты, кариатиды, драконы, зверушки разные, чего только не увидишь на фасадах московских домов. Это все живописно и познавательно, но разве удивишь этим искушенного туриста?

Львы, атланты, кариатиды, драконы, зверушки разные, чего только не увидишь на фасадах московских домов. Это все живописно и познавательно, но разве удивишь этим искушенного туриста?

А есть такие вычурные украшательства, которых не увидишь больше нигде, как говорится:

«…нет ни в Туле, ни в Твери! Что в Твери!? В самом Багдаде их от силы штуки три!...»

Так, на одном из домов имеются кариатиды «в интересном положении», как символ того, что наши женщины даже беременные, взваливают на свои плечи заботы и буквально несут на себе весь дом. Это конечно же шутка, такие уникальные фигуры появились на доме совсем по другой причине.

Дом с беременными кариатидами (Руднёвка) (Большой Головин переулок , дом 22.) До революции в нём располагался самый престижный публичный дом Грачёвки, знаменитого московского «квартала красных фонарей » в районе современной Сретенки . Здание отличается насыщенным лепным декором фасада и украшено уникальными скульптурами беременными кариатидами , которые служили своеобразной вывеской заведения.

Здесь гостей обслуживали 18 девушек в роскошных номерах с коврами и зеркалами на стенах, и один визит мог стоить до 15 рублей, что было довольно дорого по тем временам.

Беременные кариатиды на улицах Москвы (фото из открытых источников)
Беременные кариатиды на улицах Москвы (фото из открытых источников)

В Милютинском переулке находится здание бывшей Станции датско-шведско-русского телефонного общества (Милютинский пер., д. 5)

В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, на которой размещены гротескные скульптурные изображения — веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату.

В восприятии москвичей укрепилось представление, что девушка – это телефонистка, а мужчина – обыватель, возмущенный качеством связи.

«Девушка, милая, как вас звать?» — «Тома.
Семьдесят вторая». Жду, дыханье затая…
«Быть не может, повторите, я уверен — дома!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!» (В. Высоцкий)

Арка - вход в здание бывшей Станции датско-шведско-русского телефонного общества (фото из открытых источников)
Арка - вход в здание бывшей Станции датско-шведско-русского телефонного общества (фото из открытых источников)
Недовольный качеством связи мужчина и девушка-телефонистка (фото из открытых источников)
Недовольный качеством связи мужчина и девушка-телефонистка (фото из открытых источников)

Доходный дом Бройдо (Плотников пер., д. 4/5).

О назначении этого дома ходили легенды. А все из-за загадочного фриза, которым он украшен. Здание украшено фризами с русскими писателями, вот только изображены они с музами в пикантных позах. Среди них можно узнать Гоголя, Пушкина и Льва Толстого .

Причем фигура Толстого считается первым прижизненным скульптурным изображением писателя, выставленным для всеобщего обозрения.

Говорят, что...

«...появление эротического фриза на этом здании было связано с открытием в нем борделя, куда хаживали поэты и писатели. Но это лишь легенда. А кто-то и вовсе находит в этом фризе намек на нетрадиционную ориентацию Жерихова, ведь украшенное сходными барельефами здание гимназии Флерова в Мерзляковском переулке, построил он же. »

Недавно отреставрированный Доходный дом Бройдо (фото из открытых источников)
Недавно отреставрированный Доходный дом Бройдо (фото из открытых источников)
"Обнимашки" и "поцелуйчики" писателей на фризе дома (фото из открытых источников)
"Обнимашки" и "поцелуйчики" писателей на фризе дома (фото из открытых источников)

Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке . (Камергерский пер. д. 3)

Над облицованным голубовато-зеленой абрамцевской керамической плиткой порталом входа в театр размещен выполненный в 1901 и установленный в 1903 году горельеф «Пловец» (другие названия — «Море житейское», «Волна», «В волнах»), выполненный скульптором А. С. Голубкиной.

Это была первая крупная работа будущего прославленного мастера. Выполненный по заказу Саввы Тимофеевича Морозова с одобрения Станиславского скульптурный образ отразил направление в творческих поисках Художественного театра. Скульптор воплотила его в образах поднимающейся волны, борющегося с ней человека и летящего над ним буревестника.

Горельеф «Пловец», или «Море житейское», или «Волна», или «В волнах». Ненужное - зачеркнуть. (фото из открытых источников)
Горельеф «Пловец», или «Море житейское», или «Волна», или «В волнах». Ненужное - зачеркнуть. (фото из открытых источников)

Напротив Китайгородской стены на одноименной проезде (Китайгородский проезд, д. 7), расположено здание бывшей поликлиники Наркомтяжпрома им. Ф. Э. Дзержинского.

Главным украшением здания (которое никто не видит, так как сюда не забредает турист – здание стоит во дворе) стал скульптурный фриз в верхней части строения, решённый в античном стиле.

На сайте поликлиники указано: «особую гордость вызывает фасад здания, выполненный выдающимся скульптором ХХ века Верой Игнатьевной Мухиной и украшенный барельефами на медицинскую тематику». Однако по материалам архива РГАЛИ, автором барельефов является не Вера Мухина, а ученик Сергея Конёнкова скульптор Иван Фёдорович Рахманов.

На барельефах здания Поликлиники Наркомтяжпрома тема медицины раскрыта Рахмановым в достаточном объёме: на одном панно изображена сцена забора крови у пациента и её анализ, на другом – ультрафиолетовая ванна, на третьем – измерение роста пациента и врачебный осмотр. Счастливая мать с дитём. Физкультурники. И даже обнимающиеся обнажённые девушки.

Барельефы на тему здоровья на поликлинике. (фото из открытых источников)
Барельефы на тему здоровья на поликлинике. (фото из открытых источников)

Дом под рюмкой (доходный дом Я. М. Филатова) (Остоженка , дом 3/14, строение 1)

Этот дом также украшен разнообразными барельефами, но более известен он уникальной архитектурной «изюминкой».

Знаменитый московский Дом под рюмкой (Коллаж автора из фото из открытых источников)
Знаменитый московский Дом под рюмкой (Коллаж автора из фото из открытых источников)

Про выпившего человека раньше говорили, что он «под мухой», а в Москве есть дом «под рюмкой», архитектура этого дома, как считается тоже связана с «зеленым змием».

С этим неофициальным названием особняка ассоциируется одна московская легенда , которая гласит, что купец Яков Михайлович Филатов страдал от алкогольной зависимости , из-за чего чуть не лишился своих владений, но, к счастью, вовремя спохватился. Символом этого события и служит перевёрнутая рюмка на крыше здания.

А пил, шушукались горожане, Яков Михайлович до самых журавлей . Был такой критерий затянувшейся с вечера трапезы.

Вот что рассказывал об этом Гиляровский: «Завтракали до "журавлей» - было пословицей. И люди, понимающие знали, что, значит, завтрак был в "Славянском базаре", где компания, закончив шампанским и кофе с ликерами, требовала "журавлей". Так назывался запечатанный хрустальный графин, разрисованный золотыми журавлями, и в нем был превосходный коньяк, стоивший пятьдесят рублей. Кто платил за коньяк, тот и получал пустой графин на память. Был даже некоторое время спорт коллекционировать эти пустые графины, и один коннозаводчик собрал их семь штук и показывал свое собрание с гордостью».

Понравилось? Хотите продолжения – поднимайте палец верх!