Найти в Дзене
Русский как родной

Почему школы игнорируют письмо Минпросвещения о снижении бумажной нагрузки

Оглавление

Вчера информационные агентства сообщили: замминистра В. Басюк на парламентских слушаниях пожаловался, что школы не выполняют письмо Минпросвещения и Рособрнадзора от 18.12.2020 №№ СК-578/08, 01-350/13-01 «О снижении документационной нагрузки на учителей».

В конце прошлого года чиновники с помпой сообщили, что всё - бумажной перегрузке учителей пришёл конец. В регионы направлено письмо, в котором определен перечень документов, с которыми должен работать учитель. Однако, как мы вчера узнали, школы фактически игнорируют указание министра. Неужели школы посмели ослушаться министра и не боятся грозного Рособрнадзора?

Письмо не является нормативным правовым актом

С юридической точки зрения письмо органа власти может что-либо разъяснять или информировать, но оно не является предписывающим документом. Если кто-то вел активную переписку с органами власти, что наверняка встречался с припиской в конце ответа чиновников примерно такого содержания: «Данное письмо не является нормативным правовым актом и не может подменять законы, постановления, приказы и т.д.».

Кроме того, письма органов власти всегда опираются на положения нормативных правовых актов (или являются ответом на обращение гражданина): «На основании п. 2 приказа Минпросвещения от 01.09.2012 № 230 прошу предоставить информацию….» // «… обращаем ваше внимание на необходимость…» и т.д. В данном случае мы видим «неюридическую» аргументацию: «В целях решения указанной проблемы Минпросвещения России направляет рекомендуемый перечень документов…». Здесь же ключевое слово – «рекомендуемый». Если конфликт выльется за пределы школы и дойдет до суда, это письмо бессмысленно использовать в качестве доказательства: рекомендуемое не является обязательным.

Так как это письмо не является нормативным правовым актом, за его неисполнение нельзя наказать. Это прекрасно понимают и чиновники, проверяющие школы, и школьная администрация.

Вторжение на чужую территорию

В последнем абзаце своего письма Минпросвещение вторглось на юридическую территорию Минтруда. Трудовые отношения, трудовой договор – епархия другого министерства. Да, в полномочиях Минпросвещения есть обязанности определять учебную нагрузку, особенности трудового режима и отдыха учителей, но не содержание трудового договора. А в письме черным по белому: «Одновременно обращаем внимание, что виды работ, связанные с ведением иной документации, не входят в непосредственные обязанности учителя или учителя, выполняющего функции классного руководителя, и осуществляются с письменного согласия работника с указанием в трудовом договоре содержания работ…»

Откроем 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в ст. 48 (Обязанности и ответственность педагогических работников) увидим, что у учителей на самом деле много обязанностей, по которым можно сформировать и требовать отчетность: например, «развивать у обучающихся … способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». И трудовой договор в школе будут составлять на основе Трудового кодекса и 273-ФЗ, а не какого-то там письма – Роструд тоже проверки проводит.

Эту проблему Минпросвещение в одиночку не решит

Проблема бумажной загрузки учителей связана не с педагогической деятельностью . Когда я был классным руководителем, то мы постоянно делали справки для МВД, МЧС. Милиция-полиция каждую неделю запрос присылала. А муниципальные власти постоянно требовали каких-то отчетов, проведение внеучебных мероприятий и уже отчетов по ним. Дочка приятелей два года назад ушла из школы: после зимних каникул городской департамент культуры потребовал письменный отчет от школ по классам о культурно-просветительской работе в каникулы с подробным планом ежедневных (!!!) мероприятий. Поэтому нужно прописывать либо в законе, либо в Положении о Минпросвещении, что учитель работает с перечнем документов, определяемых министерством.

Всем учителям здоровья, отличного настроения и пытливых учеников!

Если публикация понравилась, проголосуйте за неё. Подписывайтесь на наш канал. Напишите в комментариях, с какими документы, по вашему мнению, обязан работать учитель-предметник.

(с) Автор – Бисеров А.Ю.