Пожалуй, все знают, что у нас в России есть метрополитены не только в столицах (Москве и Петербурге) но и некоторых городах-миллионниках. Впрочем, масштабы провинциальных метрополитенов существенно не дотягивают до столичных. Вот, к примеру, их сравнение по пассажиропотоку и длине (источник данных).
Если убрать с диаграмм затмевающие всё Москву и Питер, картина будет выглядеть так.
Однако если посмотреть удельные характеристики метрополитенов на 1 станцию или на 1 км пути, то картина будет совсем другая.
Итак, как мы видим, Новосибирский метрополитен хотя и уступает Нижегородскому по длине, но держит уверенное 3-е место по удельному пассажиропотоку, ненамного отставая от столиц и явно опережая остальные города-миллионники. Если Екатеринбург ещё хоть как-то приближается по удельному пассажиропотоку к Новосибирску, то в городах Поволжья (Казани, Нижнем и Самаре) метро является лишь красивой и дорогой игрушкой – по крайней мере складывается такое впечатление.
Причин тому несколько, это и населённость Новосибирска (многие не знают, но это 3-й по численности город России, после Москвы и Питера), и удачно проложенная трасса метро. Однако по какой-то злой иронии именно в Новосибирске метро развивается крайне медленно. Например, именно Новосибирск – антилидер по дате последней открытой новой станции.
Более того, если мы посмотрим на историю открытия станций, то обнаружим, что именно сейчас Новосибирское метро переживает самый длительный период без открытия новых станций. Схема метро выглядит так.
Метро состоит из двух линий: красной (Ленинской, 1986-го года) и зелёной (Дзержинской, 1987-го). Кстати, это тоже своего рода рекорд: лишь недавно в Нижегородском метро появилась полноценная 2-я линия (в 2012-м, хотя формально – в 1993-м). А в остальных малых метрополитенах до сих пор только одна линия. Итак, если представить на диаграмме число открытых станций в Новосибирске по годам и линиям, то получится следующая картина.
В 1986-м был открыт первый участок Ленинской линии, от «Студенческой» до «Красного проспекта», связавший два берега Оби и дошедший до центра. В следующем 1987-м был открыт короткий участок 2-й, Дзержинской линии, соединивший «Красный проспект» с ж/д вокзалом (станция «Площадь Гарина-МихайлОвского»). В 1991-м и 1992-м были открыты продолжения Ленинской линии соответственно на юг (до «Площади Маркса») и на север (до площади Калинина, станция «Заельцовская»). Всё, с тех пор на красной линии не было открыто ни одного нового километра. И хотя власти периодически вспоминали о теоретических планах продления линии на юг (к площади Станиславского) и на север (по направлению к закрытому городскому аэропорту), до практики дело не доходило (ссылка на хронологию в виде ролика Youtube).
Теперь долго и мучительно, но всё же развивалась Дзержинская линия. Все 90-е новосибирцев кормили обещаниями, и лишь в 2000-м была открыта новая станция, «Маршала Покрышкина». Затем вроде как дело пошло бодрее. В 2005-м открылась «Берёзовая роща», в 2010-м «Золотая Нива» (пускай даже её из-за недоработок закрыли и повторно открыли в 2011). Казалось бы, наметилась радостная тенденция: новая станция раз в 5 лет. Схемы рисовали продление линии ещё на 2 станции на восток в ближайшем будущем, и в эти планы даже верилось. Но нет, с тех пор ничего нового построено не было, да и про сами эти планы уже вспоминают всё реже.
Движение по зелёной линии на протяжении её строительства всегда было организовано как-то сложно – то челночное по одному пути, то челночное по обоим путям. Лишь в последнее время движение по линии стало более-менее полноценным. Единственная заметная особенность – поезда, приехавшие на конечную, высадивши пассажиров, не уезжают в тупик, а сразу же впускают новых пассажиров и уезжают обратно. Дело в том, что за «Площадью Гарина-МихайлОвского» в принципе нет тупиков, а на «Золотой Ниве» нет даже второго пути! Он заканчивается на перегоне между ней и предыдущей станцией («Берёзовой рощей»).
Курьёзный факт – в начале 90-х семья моих знакомых купила в Новосибирске квартиру в районе перспективной станции Дзержинской линии «Доватора», которую обещали скоро построить. Прошло 30 лет, они уже успели переехать, а эту станцию всё ещё обещают построить (под названием «Гусинобродская») – то скоро, то чуть попозже)
Как я уже сказал, планы продления Дзержинской линии были отложены. Вместо этого в настоящее время в Новосибирске идёт полным ходом строительство станции на красной линии – «Спортивной». Открытие ожидается в 2022-м году, к молодёжному чемпионату мира по хоккею, и весьма вероятно, что оно и впрямь состоится. Однако это станция на уже существующем участке, задел под неё был оставлен ещё в советское время. К тому же она будет находиться не под землёй, а над ней (т.к. в этом месте линия метро после метромоста через Обь идёт по эстакаде). Так что замена планов продления Дзержинской линии на открытие станции на существующем участке Ленинской выглядит явной экономией. Итак, Новосибирск ждёт новой станции метро уже больше 10 лет. Скорее всего, спустя ещё 2 года он её наконец-то получит, однако это будет не продление линии, а открытие станции на уже существующем участке.
Как по мне именно это – самая наглядная иллюстрация нынешнего кризиса/застоя последнего десятилетия. И если в Москве как-то умудряются найти деньги на новые станции, то даже в Петербурге дела идут намного хуже, что уж тут говорить про Новосибирск.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!