Найти тему
Александр Васькин

Апельсин для Ольги Лепешинской

Продолжаю знакомить Вас со своей новой книгой "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги . Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...

Балерина Ольга Васильевна Лепешинская – «стрекоза», как любовно называл ее Сталин, как-то принесла с кремлевского приема щедрый подарок вождя - апельсин. Биографы балерины до сих пор пытаются найти следы этого заморского фрукта, якобы хранившегося под специальным стеклянным колпаком в ее квартире.

Ольга Лепешинская на фоне своего же портрета кисти Александра Герасимова, 1939 г., фото из открытых источников
Ольга Лепешинская на фоне своего же портрета кисти Александра Герасимова, 1939 г., фото из открытых источников

Балерину любили не только в Кремле: желанной гостью она была в американском посольстве и резиденции посла в Спасо-Хаусе в 1930-1940-е годы, заводя интрижки с молодыми дипломатами. Лепешинскую очень полюбил первый американский посол в Москве -Уильям Буллит, называя е Лёлей. Другая балерина Большого театра - Ирина Чарноцкая, танцевавшая в «Пламени Парижа», обаяла сразу трех сотрудников посольства. Они порою никак не могли поделить ее. Само посольство дипломаты иностранных миссий называли не иначе как «Цирком Буллита» - настолько здесь было весело и беззаботно.

Ольга Лепешинская в домашней обстановке, 1940 год. Фото: Анатолий Гаранин
Ольга Лепешинская в домашней обстановке, 1940 год. Фото: Анатолий Гаранин

А вот Майя Михайловна Плисецкая хмуро ненавидела Лепешинскую, нарисовав ее нелицеприятный портрет: «Роста она была скверного, руки и ноги короткие, голова всегда напоминала мне маску ряженого на масленичном гулянии. В театре ее справедливо боялись и, несмотря на улыбки, которые она расточала, без преувеличения, каждому, замолкали на полуслове, при ее появлении стишали голос. Особенно когда в заполненной людьми директорской ложе она снимала телефонную трубку и отчетливо, звонко спрашивала невидимого на другом конце провода абонента: «Алло, это Кремль?».

Ольга Лепешинская на занятиях, 1938 год. Фото:  Анатолий Гаранин
Ольга Лепешинская на занятиях, 1938 год. Фото: Анатолий Гаранин

Сурова Плисецкая к Лепешинской, но права в одном: Ольга Васильевна часто звонила и в другие серьезные учреждения, ведь ее мужем был генерал госбезопасности Леонид Райхман. Ольга Васильевна и не скрывала, что они с Райхманом дружат семьями с другими замечательными людьми – Меркуловым, Кобуловым и прочими деятелями, расстрелянными в 1953 году вместе с Берией. Райхмана взяли раньше – в 1951 году, но на карьере Лепешинской это никак не сказалось: «Она была шумная общественница, энергичнейший неутомимый член партии, входивший во все бюро, комитеты, президиумы, не пропустила ни одного случая, чтобы не взобраться на трибуну и громогласно не высказать в тысячный раз свою принадлежность к партии большевиков и поучить уму-разуму всех и вся».

Ольга Васильевна Лепешинская выступает на собрании общества «Япония-СССР», 1962 год. Фото: Юрий Абрамочкин.
Ольга Васильевна Лепешинская выступает на собрании общества «Япония-СССР», 1962 год. Фото: Юрий Абрамочкин.

Следующим мужем Ольги Васильевны стал генерал армии Алексей Антонов, она похоронила его у кремлевской стены. Но в глазах Плисецкой Лепешинская все равно осталась неказистой балериной, быть может, потому, что того самого апельсина у Майи Михайловны не было?

Та самая картина...
Та самая картина...

Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 10.00 и 18.00 в программе "Закулисные истории". О других артистах Большого театра читайте здесь:

Удивительный Светланов

Майя Плисецкая и ее миллионы

Любимый пудель Галины Улановой

Тайна перстня Федора Шаляпина

За что Игоря Моисеева "выжали" из Большого театра

Фантастические гонорары Ивана Козловского