Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

В ответ на американские санкции Китай удваивает количество подземных шахт для баллистических ракет

Китайские военные значительно увеличивают (практически удваивают) количество шахт баллистических ракет в новом обширном учебном районе в северной части центрального Китая. Недавно полученные спутниковые снимки показывают, что по меньшей мере 16 шахтных пусковых установок (ШПУ) находятся в стадии строительства, что является значительным расширением всего за несколько лет с тех пор, как первая ШПУ была сфотографирована в этом районе. Спутниковые снимки также показывают уникальные туннели, потенциально построенные для сокрытия пусковых установок ракет или погрузочных операций.

Учебный полигон, расположенный к востоку от города Джилантай в провинции Внутренняя Монголия, используется Ракетными силами Китайской Народной Республики ( China Rocket Force – PLARF ) для подготовки ракетных экипажей и отработки процедур эксплуатации дорожно-мобильных ракетных пусковых установок и их вспомогательных машин.

Тренировочный полигон Джилантай . Тренировочный район Джилантай (Jilantai) простирается на 140 километров на площади почти 2090 квадратных километров пустынных и горных хребтов. Это относительно новый учебный полигон с большинством объектов, добавленных после 2013-го года. С тех пор он расширился до более чем 140 пусковых площадок ракет, используемых пусковыми установками для отработки процедур запуска и загрузки, более двух десятков кемпингов, где пусковые установки остаются на короткое время, прежде чем двигаться дальше, пяти гаражей с высокими отсеками, обслуживающих пусковые установки и вспомогательные машины, работающие в этом районе, и большой базы снабжения с прилегающими вспомогательными установками.

Зона обучения очень активна и в настоящее время расширяется в нескольких районах, особенно на севере и юге, а также в центре. Расширение включает в себя новые высотные сооружения, которые служат для работы с пусковыми установками и ракетами, огромное количество площадок, используемых пусковыми установками и их вспомогательными транспортными средствами, ракетные шахты, кемпинги, используемые пусковыми установками, и подземные сооружения для укрытия и защиты пусковых установок.

Google Earth имеет устаревшее изображение этой области. Только северо-восточный сектор имеет довольно свежие изображения (2019-й год). Подавляющее большинство снимков по-прежнему относится к 2013-му и 2014-му годам. Европейская площадка Sentinel Hub предлагает снимки с низким разрешением, которые служат полезным инструментом для обнаружения новых структур (хотя снимки обновляются каждые пять дней), которые затем можно было бы более тщательно изучить с помощью изображений Maxar.

Мониторинг этого района дает богатую информацию о том, как PLARF управляет своими мобильными ракетными подразделениями, транспортными средствами, которые участвуют в операциях, и какие структуры и функции следует искать в реальных районах развертывания баз по всему Китаю. Она также дает важные подсказки о текущей и будущей ядерной модернизации Китая и помогает оценить заявления американских военных чиновников о возможностях Китая.

Конструкция шахтных пусковых установок. Одним из наиболее важных новых достижений на полигоне Джилантай является строительство значительного числа объектов, которые, по-видимому, являются шахтами, предназначенными для баллистических ракет. В будущем возможно увидеть испытательные пуски ракет из этих шахт.

Почти все ШПУ несколько меньше, чем тип шахт, используемый для больших МБР DF-5 в базовых районах. Министерство обороны говорит, что Джилантай «используется для разработки концепции операций по шахтному базированию ракет DF-41».

По крайней мере, 16 ШПУ, по-видимому, находятся в стадии строительства. Они различаются по своим размерам, и их строительство до сих пор происходило в три этапа: первый шахтный комплекс начал строиться в 2016-м году, четыре шахты «российского типа» были построены в 2018-2020-х годах, а строительство дополнительных 11 шахт началось в конце 2020-го года. Все ШПУ расположены в центре тренировочной площадки в пределах 10×20 километров. Бункеры расположены на расстоянии 2,2-4,4 километра друг от друга, что, по-видимому, достаточно для того, чтобы ни один из них не мог быть уничтожен одним ядерным ударом.

-2

Первая шахта, которая начала строиться в 2016-м году, по-видимому, включает в себя и несколько подземных сооружений (39.7000, 105.4164). Очертания и характеристики аналогичны, но не совпадают с новой шахтой, построенной на испытательном пусковом комплексе Учжай (38.888, 111.5975). В Джилантай оборудование, видимое на спутниковых фотографиях в 2019-м году показывает полукруглые структуры, потенциально используемые для строительства стен шахт. Если это так, то шахты могут быть предназначены для ракеты DF-5.

Второй этап строительства ШПУ начался в июне 2018-го года и сейчас, похоже, почти завершен. Это включает в себя четыре ШПУ вдоль западной стороны центральной тренировочной площадки. Во время строительства шахты также были накрыты зданием. Эти четыре ШПУ очень похожи на российские шахтные установки с небольшой наземной инфраструктурой, поворотной дорогой для грузовиков, доставляющих ракету, 30-метровой загрузочной площадкой для ракет и крышкой бункера диаметром около 6 метров. Второй этап строительства начался незадолго до того, как в ежегодном докладе Пентагона о китайских военных разработках в 2018-м году сообщалось, что «Китай рассматривает дополнительные варианты запуска ракет DF-41, включая железнодорожное передвижное и шахтное базирование». Согласно отчету, размер этих ШПУ исключает использование их для ракет DF-5 и может поддерживать разработку концепции для шахтного базирования баллистических ракет DF-41 или одной из меньших МБР Китая, таких как DF-31A.

Третий и пока самый масштабный этап строительства ШПУ начался в конце 2020-го года и быстро расширился до 11 шахт в течение первых двух месяцев 2021-го года. Строительство еще только начинается, но спутниковые снимки показывают, что бункеры похожи по размерам на четыре, построенные на втором этапе. Однако строительные площадки выглядят по-другому. В то время как предыдущие шахты были накрыты прочными зданиями, строительство новых бункеров, по-видимому, включает в себя климатическую палатку или, возможно, надувную пузырьковую структуру.

Подземные проходческие туннели. Некоторые из наиболее интересных новых объектов, обнаруженных в учебном районе, включают два подземных туннеля, которые могут быть предназначены для использования мобильными пусковыми установками. Точная их функция неизвестна, но физические размеры и расположение предполагают, что туннели могут служить полевыми укрытиями для пусковых установок или установок, предназначенных для перезарядки ракет. Мобильные пусковые установки очень уязвимы при работе на поверхности.

Два обнаруженных до сих пор туннеля расположены на каждом конце тренировочной площадки, которая расширяется новыми сооружениями и дополнительными стартовыми площадками. Туннели имеют длину около 350 метров каждый и гипотетически способны вместить в себя дюжину пусковых установок с ракетами DF-41. Более вероятно, что они будет содержать меньшее количество пусковых установок с ракетами плюс их вспомогательные машины. Входы около шести метров в ширину и высоту, более чем достаточно для большой пусковой установки.

Каждый туннель имеет два входа, а один конец имеет 75-метровую секцию, которая шире, чем остальная часть туннеля (20 метров против 13 метров). Широкая секция потенциально могла бы служить зоной перезарядки ракет или помещением для личного состава. Рядом с широким участком находится квадратное здание с тремя более высокими конструкциями, которые могут служить для доступа к поверхности или для размещения системы климат-контроля.

Возможные последствия. Учения PLARF близ Джилантая открывают уникальное «окно» в ядерную позицию Китая. В настоящее время Китай эксплуатирует 18-20 шахтных пусковых установок с баллистическими ракетами, число которых может почти удвоиться со строительством шахт в учебном районе Джилантай. В то время как существующие бункеры достаточно велики для размещения в них старых жидкотопливных МБР DF-5, все новые бункеры в Джилантае, кроме одного, меньше и, по-видимому, предназначены для размещения новых твердотопливных МБР, таких как DF-41 (и, возможно, DF-31A).

Любопытно строительство такого количества ШПУ (до 16 единиц) в учебном районе (на испытательном пусковом комплексе Учжай всего две учебных шахты). Одним из возможных объяснений может быть то, что Китай экспериментирует с несколькими различными типами конструкций бункеров, чтобы определить, какие типы, в конечном итоге, будут построены в различных районах базирования ракетных бригад. Пентагон утверждал в 2020-м году, что Джилантай «используется для разработки концепции операций по шахтному базированию ракет DF-41. С этой целью построенные ШПУ потенциально могли бы даже достичь некоторого реального оперативного потенциала.

Следует отметить, что даже если Китай удвоит или утроит количество шахт МБР, это будет составлять лишь небольшую часть от числа шахтных МБР, эксплуатируемых Соединенными Штатами и Россией. ВВС США имеют 450 шахтных установок, из которых на сегодня 400 загружены баллистическими ракетами. Для сравнения, 16 новых бункеров, строящихся в Джилантае, соответствуют менее чем одной трети одной эскадрильи в одном крыле МБР США.

Однако для Китая, учитывая его ядерную политику «минимального сдерживания», строительство относительно большого количества шахт в Джилантае имеет важное значение. Как только будет разработана оперативная концепция, можно будет потенциально увидеть строительство нескольких новых шахтных кластеров на нескольких базах в других частях Китая. Поскольку строительство до сих пор не направлено на достижение паритета с Соединенными Штатами (или даже почти паритета), почему Китай делает это и что им движет? Существует несколько возможных объяснений (или, возможно, их комбинация; перечислены в произвольном порядке):

- Китай обеспокоен тем, что его нынешние шахты МБР слишком уязвимы для атаки США (или России). Увеличив количество шахт, большее число МБР потенциально могли бы пережить упреждающий удар и Китай имел бы возможность запустить свои ракеты в ответ. По данным Центрального разведывательного управления США, развитие Китаем своих нынешних дорожно-мобильных твердотопливных МБР было подпитано развертыванием ВМС США ракет Trident II D5 в Тихом океане. Эта динамика действия-реакции, скорее всего, является фактором и нынешней модернизации ракетных сил Китая;

- преодоление потенциальных последствий американской противоракетной обороны. Опасения, что противоракетная система США может подорвать ответный потенциал Китая, всегда были заметны. Китай уже принял решение оснастить свою МБР DF-5B несколькими боеголовками (MIRV). Теперь каждая ракета может нести до пяти ядерных боеголовок. Новая МБР DF-41 также способна нести MIRV, а будущая БРПЛ JL-3 также будет способна нести несколько ядерных боеголовок. Увеличивая количество твердотопливных ракет на базе шахт и количество боеголовок, которые они несут, Китай будет стремиться обеспечить, чтобы они могли уверенно проникать через системы противоракетной обороны;

- переход к твердотопливным шахтным ракетам: старые китайские жидкотопливные МБР DF-5 слишком долго заправляются топливом, прежде чем они смогут стартовать, что делает их более уязвимыми для нападения. Обращение с жидким топливом также является громоздким и опасным. Переход на твердотопливные ракеты в шахтных пусковых установках повысил бы живучесть, оперативные процедуры и безопасность сил МБР;

- переход к режиму большей ракетной готовности к запуску: считается, что китайские ракеты развертываются без ядерных боеголовок, установленных в нормальных мирных условиях. Американские и российские МБР развернуты в полной готовности и способны к запуску в короткие сроки. Поскольку военная конфронтация с Соединенными Штатами усиливается, США усиливают свое санкционное давление на Китай, то Китай больше не может быть уверен, что у него будет время вооружить ракеты, которые должны будут быть в состоянии полной боевой готовности с тем, чтобы повысить доверие к китайскому сдерживающему средству. Пентагон в 2020-м году утверждал, что шахты в Джилантае «служат еще одним доказательством того, что Китай движется к запуску ракет по предупреждению ( LOW ) »;

- балансировка сил МБР: восемьдесят процентов китайских МБР мобильны и их количество увеличивается. Поскольку Китай наращивает свои общие силы МБР, необходимо также увеличить долю шахтных установок, чтобы они могли играть заслуживающую доверия роль;

- увеличение потенциала ядерного удара Китая: китайская позиция «минимального сдерживания» исторически удерживала ядерные пусковые установки на относительно низком количественном уровне. Но китайское руководство, возможно, решило, что ему нужно больше ракет с большим количеством боеголовок, чтобы держать под угрозой больше объектов противника. Соединенные Штаты, Индия и Россия также модернизируют свой ядерный арсенал и совершенствуют или увеличивают свое вооружение. Хотя считается, что шахты в Джилантае предназначены для ядерных ракет, одним из возможных вариантов также может быть (я не предполагаю, что это так) начало развертывания обычных баллистических ракет в шахтах. Это обеспечило бы возможность очень быстрого удара, но не по стратегическим целям, а по целям средней дальности;

- национальный престиж: Китай становится все богаче и могущественнее. Большие державы имеют больше ракет, поэтому Китаю тоже нужно иметь больше ракет, чтобы поддержать свой статус великой державы. Строительство более дюжины бункеров для современных твердотопливных ракет в Джилантае указывает на то, что Китай, возможно, стремится увеличить зависимость от ракет на базе бункеров в своей ядерной позиции. Является ли это результатом общего увеличения его арсенала, чувства повышенной уязвимости или иного мышления о роли, которую будут играть МБР быстрого удара в будущем, еще предстоит выяснить. Но это явное напоминание о динамике сдерживания, которая продолжает подпитывать ядерную модернизацию, и учебный район Джилантай обеспечивает уникальное окно в