Найти в Дзене
Качество Жизни

Помоги мне сделать это самому

4 года назад у меня был опыт работы тьютором с девочкой с легкой степенью умственной отсталости. Биологически ей было 6 лет, психическое развитие, к сожалению, было только на 3,5.

Мне запомнился один случай: девочка вырезала что-то из бумаги, в конце она встала из-за стола и все обрезки посыпались на пол. Мы пошли за щёткой для пола и совком, чтобы всё убрать. Девочка, как мне показалось, начала баловаться: она просто махала щёткой по полу так, что всё разлеталось. Я в начале мягко пыталась ей подсказать, что это, конечно, весёлое занятие, но вообще говоря нам надо убраться.

Эффекта было ноль. И я начала злиться. От собственной беспомощности.

Но тут меня осенило: "Давай я тебе покажу, как это делают?". Я вдруг поняла, что девочка в виду своих особенностей может не помнить, что значит "убраться" и какие действия нужно совершать. Так и оказалось. В итоге после того, как я показала, как подметать пол, мы вместе достаточно быстро всё убрали. Ребёнку нужен был пример действия и помощь.

С детьми без особенностей развития всё так же (только им нужно меньшее количество раз показать пример действия, чтобы они его усвоили). Дети могут баловаться, когда не понимают, что от них конкретно хотят или не знают, как сделать то, что от них просят.

Дети наиболее успешно и быстро развивают свои навыки, когда взрослые помогают справиться им с тем, что находится в зоне их ближайшего развития.

Не делают полностью за них, а именно помогают. В начале показывают как, потом делают вместе (например, ребёнок начинает действие, а взрослый помогает его доделать). И это касается не только развития познавательных навыков или навыков самообслуживания, но и навыков взаимодействия с другими людьми, а также навыков регуляции эмоций.

В общем помните, что то, что сегодня ребёнок может сделать только со взрослым, уже скоро он сможет сделать сам, чем вы вместе сможете гордиться :)

И прежде чем раздражаться и ругаться, что ребёнок чего-то не делает, проверьте, знает ли он, как это делается.

Текст писала: детский психолог Юлия Коршина