Статья подготовлена на основании материалов и с использованием фотографий, любезно предоставленных компанией “ Lightbox Jewelry ” для этой публикации на Яндекс-Дзен.
- Что такое проект « Lightbox » и почему компания « De Beers » решилась на него.
Когда De Beers объявила о своем намерении создать новую компанию “Lightbox ”, которая займется производством и продажей искусственных бриллиантов в ювелирных украшениях, то поначалу это не вызвало сильного беспокойства среди компаний, занимающихся добычей и продажей природных алмазов. Кроме того, на искусственные бриллианты нет сертификатов. Также De Beers утверждала, что они будут продавать искусственные бриллианты в готовых ювелирных изделиях с общим весом до 1 карата, в оправе из серебра и золота по цене 800 долларов США за 1 карат. Эти ювелирные изделия будут позиционироваться на рынке как камни для «рядовых моментов» в жизни, а не для таких важных вех, как например, свадьба или рождение.
De Beers долго шла к этому решению, наблюдая за тем, как ее бизнес превращался из монополии в коммерческое предприятие, сталкивающееся со всеми видами давления на конкурентном рынке. Цены на алмазы становились все более волатильными, и многие шахты начали приближаться к концу своей жизни. Основные производства алмазов находятся в упадке не только у De Beers, но и у всех стран-производителей, и в будущем это будет продолжаться. Некоторые шахты уже закрыты, другие будут закрываться почти ежегодно. Поэтому компании пришлось сосредоточиться на том, чтобы представить, каким будет ее бизнес в будущем. Очевидно, что нужно очень рано начать производство искусственных алмазов, если горнодобывающая промышленность не обладает долговременной жизнеспособностью и рентабельностью. Продажа бриллиантов по 800 долларов за карат – это намного лучше, чем по доллару за карат в случае с техническими алмазами. Видимо, стало ясно, что исторический основной бизнес – горная добыча алмазов ювелирного качества - однажды упрется в стенку. И сейчас эта стенка стала отчетливо видна.
Решение разработать Lightbox - это, безусловно, самый важный шаг, сделанный компанией с момента создания картеля. Благодаря своему подразделению Element Six, De Beers обладает всеми необходимыми знаниями для массового производства искусственных алмазов ювелирного качества.
Компания « Lightbox Jewelry » стартовала в 2018 году и была основана знаменитым бриллиантовым картелем « De Beers Technologies ». Инвестиции равнялись $100 миллионам и включали расходы на патентование новой технологии синтеза бриллиантов, развитие розничных продаж и продуктовой линейки. Предполагалось, что лабораторно выращенные бриллианты должны обладать отменным качеством и продаваться по доступной цене. Доступная цена подразумевала не более 800 долларов США за 1 карат. Компания, вопреки первоначальным обещаниям, уже начала предлагать бриллианты общим весом свыше 1 карата в своих ювелирных изделиях. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. В настоящее время « Lightbox » действует как подразделение « De Beers Group » с собственным обособленным менеджментом.
Свидетельством того, что дела идут успешно, является тот факт, что осенью 2020 г. компания открыла новую лабораторию по выращиванию искусственных бриллиантов в штате Орегон (США). Возникла необходимость наращивания производственных мощностей до 200,000 карат ежегодно.
Компания гарантирует высокое качество всех своих камней: показатель прозрачности каждого бриллианта не ниже уровня « VS » («Очень прозрачный»). Это очень высокий показатель по классификации GIA ( Gemological Institute of America ) и означает, что примеси не видны невооруженным глазом (без микроскопа). Также эти бриллианты имею очень качественную огранку, и производятся только на территории США.
Высокое качество достигается благодаря поистине прорывной технологии, о которой речь пойдет далее. Впрочем, трудно было ожидать меньшего от De Beers .
Компания утверждает, что ее выращенные в лабораторных условиях бриллианты по качеству не уступают самым лучшим природным экземплярам.
На все изделия с бриллиантами весом более 0.20 карат наносится специальная маркировка качества, так как сертификаты на лабораторные бриллианты (в отличие от природных) не выдаются. Надпись делается с помощью лазера и не видна невооруженным глазом. Это своего рода знак качества компании « Lightbox », удостоверяющий, что данный драгоценный камень отвечает всем принятым международным стандартам.
Блеск драгоценного камня во многом зависит от качества огранки, от того, сколько граней пропускают сквозь себя свет. Огранка не зависит от формы камня. Но она во многом определяет то, насколько качественно и выигрышно эту форму подчеркнули. Чем лучше симметрия, пропорции и полировка бриллиантовой огранки, тем выше считается ее качество.
Огранка компании “ Lightbox ” имеет показатель «Очень хорошая», что придает камням изумительную игру света и блеск. К тому же компания выращивает свои бриллианты оптимального размера и формы для последующей огранки и полировки. В коллекциях представлены типичная круглая бриллиантовая огранка, «принцесса», "мини багет", «гало» ( Halo ), «кушон», «голубая луна» ( blue moon ) и «сердце». Цветовая гамма – белые, голубые и розовые бриллианты.
В качестве драгоценного металла предоставлен широкий выбор: белое золото 10 и 14 К, желтое и розовое золото 10 К, стерлинговое серебро (925 пробы) и напыление из желтого и розового золота.
Все коллекции компании выполнены в простом современном стиле, при этом многие украшения доступны в разной цветовой гамме. Но подвески и серьги не поражают воображение изысканностью форм. Разве что среди колец можно еще найти интересные дизайнерские находки.
Возможно, это обусловлено тем, что изначально не планировалось выпускать ювелирные изделия общим весом бриллиантов свыше 1 карата. Хотя компания уже выпустила новую коллекцию браслетов с общим весом бриллиантов 2 карата.
Мне как ювелирному дизайнеру кажется, что было бы хорошо использовать и другие драгоценные камни в дополнение к бриллиантам: рубины, изумруды, сапфиры, жемчуг. К тому же все вышеперечисленные драгоценные камни можно выращивать в лабораторных условиях. Ювелирные украшения выглядели бы на порядок интереснее, но перешли бы уже в следующую ценовую категорию.
- Что такое бриллианты, выращенные в лабораторных условиях
Лабораторные бриллианты – это камни, выращенные в лабораторных условиях под наблюдением специалистов. Они обладают абсолютно таким же химическим составом и оптическими свойствами, как и их природные собратья. Принципиальное различие между природными и лабораторными бриллиантами заключается в процессе их формирования и в количестве, в котором они есть в наличии (редкости).
- Привлекательная цена
Бриллианты компании « Lightbox » всегда одинаково отменного качества. Поэтому ценовая политика компании очень простая: цена привязана только к весу бриллианта в каратах. Цена бриллианта весом 1 карат равна 800 долларов США и пропорционально снижается в зависимости от веса.
Так, цена за ¼ карата – 200 USD , за ½ карата – 400 USD и за ¾ карата – 600 USD . К этой цене следует прибавить стоимость используемого драгоценного металла и закрепки камней.
Ценовое позиционирование было рассчитано исключительно правильно, исходя из того, что диапазон розничных цен до 1000 долларов США имеет решающее значение для всех ювелирных магазинов. Он берет на себя львиную долю трафика для всех розничных сетей массового и среднего бизнеса. Данный ценовой диапазон очень важен для установления отношений с потребителями. Это не слаборазвитый диапазон на рынке, но большая его часть захвачена серебром, золотом низкой пробы и недрагоценными материалами, особенно с учетом высоких цен на золото. И бриллианты активно присутствуют в этом диапазоне.
- Торговые наименования лабораторных бриллиантов
В разных источниках используются разные термины для обозначения бриллиантов, выращенных в лабораторных условиях. Например, можно увидеть название «лабораторно выращенные бриллианты», «культивированные бриллианты», «сконструированные бриллианты», «синтетические бриллианты» и даже «искусственные бриллианты». Если вам попадется камень под одним из этих названий, то это и будет с высокой степенью вероятности бриллиант, выращенный в лабораторных условиях.
- Способы выращивания бриллиантов в лаборатории
Существует несколько методов лабораторного выращивания бриллиантов. Как правило, процесс выращивания бриллианта в лабораторных условиях начинается с «посадки» очень мелкого лабораторного бриллианта – так называемого семени. Эти «семена» помещаются в камеру плазменного реактора (в случае, если речь идет о плазменном методом химического осаждения паровой фазы) или в гигантский механический пресс (если используется метод ВДВТ – высокие температуры + высокое давление). Далее, в зависимости от технологии, используется комбинация высокой температуры и высокого давления и источник углерода для дальнейшего, слой за слоем, выращивания кристалла.
Давайте подробнее рассмотрим два вышеупомянутых метода лабораторного выращивания алмазных кристаллов.
- Метод химического осаждения паровой фазы
Выращенные в лаборатории бриллиантовые «семена» выгружают в синтезирующий паровую фазу плазменный реактор. Далее в него под очень низким давлением подаются содержащие углерод газы. Для нагрева этих газов до состояния плазмы используется микроволновая энергия. После того, как температура поднялась до нескольких тысяч градусов, происходит распад молекул газа, и атомы углерода соединяются с «семенами», что обеспечивает послойное наращивание кристаллов.
Именно эту технологию запатентовала и взяла на вооружение компания “ Lightbox ”.
- Метод ВДВТ
Этот метод заключается в использовании высокого давления и температуры.
Он, по сути, воссоздает природные условия роста алмазных кристаллов. Гигантские механические прессы нагнетают сверхвысокое давление и создают высокую температуру углерода на «алмазных семенах». Семена служат базой для наращивания кристаллической решетки углерода в процессе послойного формирования кристаллов. На это уходят считанные дни.
Хотя эта технология, безусловно, может применяться для выращивания алмазов в лабораторных условиях, компания « Lightbox » считает более эффективной технологию плазменного синтеза.
- Как быстро можно вырастить бриллиант в лабораторных условиях?
Компания “ Lightbox ” утверждает, что скорость выращивания бриллиантов, достаточно крупных для последующей ювелирной огранки, составляет всего несколько недель.
- А как насчет веса бриллиантов?
Чисто теоретически, нет предела по весу бриллиантов, выращенных в лабораторных условиях. Тут прямая связь – чем дольше по времени они выращиваются, тем крупнее становятся. На сегодняшний день самый крупный бриллиант, выращенный в лаборатории, достигал веса в 155 карат.
- Преимущества лабораторных бриллиантов
Одним из самых главных «плюсов» лабораторных бриллиантов является неограниченная ничем, кроме человеческого воображения, цветовая палитра. Помимо белых бриллиантов, компания также выращивает великолепные розовые и голубые камни. Это достигается как за счет специальных добавок в газовую смесь для плазменного реактора, так и благодаря специальной обработке камней в конце цикла синтеза. На выходе получаются великолепные камни различных оттенков розовой и голубой гаммы. Хотя технология кажется простой, на ее оттачивание ушли тысячи часов научной работы и изысканий.
- Насколько они настоящие?
И лабораторные, и природные бриллианты не отличаются по своему составу: это все тот же углерод с кубической кристаллической решеткой. Но все же ряд существенных отличий между природными и лабораторными бриллиантами имеется.
- Лабораторные бриллианты vs . природных
Как уже отмечалось выше, и лабораторные, и природные бриллианты представляют собой чистый углерод с кубической кристаллической структурой. В чем же тогда разница? Главное отличие лабораторных бриллиантов – это способ и долгосрочность их выращивания. Все природные алмазы, уже извлеченные или еще покоящиеся в недрах Земли, уже были когда-то давно созданы в ходе естественных процессов, а лабораторные алмазы можно выращивать бесконечно и в любой момент времени!
-Что такое природный алмаз?
Природные алмазы сформировались в земной коре многие миллиарды лет назад. Они росли глубоко под землей, в условиях, где царят высокое давление и высокие температуры. Подземные вулканические извержения выталкивали эти алмазы на поверхность, где они дожидаются своего звездного часа – когда их обнаружат и придадут им прекрасную форму.
Что ценнее –природные или лабораторные бриллианты?
Хотя по химическому составу и оптическим характеристикам лабораторные и природные алмазы абсолютно одинаковые, ключевое влияние на ценность природных бриллиантов оказывает их уникальность и редкость. Природа уже потрудилась над тем, чтобы создать определенные запасы алмазов и новых «поступлений» не предвидится. Крупные и по-настоящему качественные природные алмазы – это действительно большая редкость. И цена на них соответствующая. В противовес этому можно вырастить практически неограниченное количество искусственных алмазов. Так как синтетические алмазы можно выращивать пачками каждые несколько недель, цена на них получается весьма демократичная и доступная практически каждому. Не сравнить с ценой на природные бриллианты.
-Лабораторные бриллианты vs . имитаций
Хотя имитации внешне очень похожи на бриллианты (например, кубический цирконий), по своему химическому составу они совсем не бриллианты. Это совершенно другие драгоценные камни или материалы. А вот лабораторные бриллианты абсолютно идентичны природным аналогам, просто процесс их роста был сильно ускорен за счет научных достижений.
- Что такое имитация бриллианта?
Очень часто люди путают лабораторно выращенные бриллианты и имитации бриллиантов, хотя это совершенно разные вещи. Имитация бриллианта – это НЕ БРИЛЛИАНТ, так как его химические свойства совершенно и кардинально другие. Имитации бриллиантов делают, например, из стекла или кубического циркония. И хотя на первый взгляд внешне имитации бывают практически неотличимы от бриллиантов, они, увы, не обладают их твердостью и оптическими характеристиками. Так что они не будут столь долговечными, и не будут демонстрировать такую же игру цвета, блеск и сияние, как бриллианты.
- Лабораторные бриллианты vs . кубический цирконий
Изначально кубический цирконий (циркон) создавался как бюджетная альтернатива бриллианту. Его химический состав совершенно иной, и он не обладает твердостью и блеском бриллианта. Его также не причисляют к драгоценным камням, поскольку в природе его не существует. Его изготавливают из циркониевого порошка и диоксида циркония путем расплава и соединения в единый камень.
- Лабораторные бриллианты vs . муассанита
Муассанит – это совершенно другой драгоценный камень, который стоит гораздо дешевле, чем бриллиант. Первоначально он был найден в природных условиях, но его размеры настолько малы, что из него невозможно сделать даже самое маленькое ювелирное украшение. Позднее ученые нашли способ вырастить его в лабораторных условиях по коммерчески привлекательной цене. Хотя внешне он очень похож на бриллиант, но сильно ему проигрывает по качеству цвета и твердости.
В заключении:
Нельзя недооценивать воздействия, которое будет оказывать Lightbox. Это приведет к проблемам бизнеса, работающего с природными камнями, в гораздо большей степени, чем можно было бы ожидать.
Компания Lightbox сделала искусственные бриллианты абсолютно приемлемым продуктом. Это заставит многих розничных торговцев серьезно рассмотреть вопрос о включении в свой ассортимент искусственных бриллиантов из Lightbox.
Это может также ускорить спад у предприятий, производящих природные бриллианты, потому что искусственные камни в самых популярных размерах будут иметь гораздо лучшее качество, чем природные, и они будут доступны по гораздо более низким ценам. Разведка и разработка новых алмазных рудников могут значительно замедлиться, поскольку компании будут добиваться почти полной уверенности в том, что производство будет иметь рентабельность. Существующие шахты могут стать нерентабельными, а некоторые могут изменить свои процессы добычи, чтобы избежать затрат, связанных с добычей алмазов низкого качества. Самое главное, что будет мало доводов в пользу того, чтобы не смешивать природные и искусственные бриллианты в производстве популярных ювелирных изделий, при этом полностью раскрывая информацию об этом.
Есть много других аспектов этого эволюционного и революционного момента, и глупо полагать, что De Beers не будет расширять диапазон этой линейки своей продукции с тем, чтобы включить в нее более дорогие изделия. В том случае, конечно, если De Beers всерьез планирует стать крупным игроком в этой новой нише. А что-то мне подсказывает, что они настроены весьма серьезно.