«Тот, кого я учу,— это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему, как человеку.»
В.А. Сухомлинский
У каждой школы есть свой рейтинг, который складывается из многих показателей. Чем выше рейтинг, тем больше у школы преференций, например, выделяются гранты и денежные субсидирования на оснащение школы. Говоря о Москве и области, рейтинг школы делится по цветовым категориям: зеленый цвет — высокий уровень школы, желтая зона — средний рейтинг, а красная зона — низкий рейтинг.
Рейтинг складывается от уровня квалификации учителей, среднего балла по ЕГЭ и ОГЭ и процента качества образования, где важным элементом является оценка.
Школа включена в гонку показателей по проценту качества образования, средний показатель которых диктуется Рособрнадзором. Каждый год показатели должны расти. Но, как ни странно, в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, рейтинг PISA, в 2018 году Россия занимала 31 место среди 65 стран.
Из всего этого вытекает главная проблема школы: несоответствие оценок и знаний учащихся, где оценка стоит выше, чем знания, которые получает учащийся.
Факторы, которые влияют на завышение оценки:
- Показатель качества образования , который требуют от школы и конкретно от каждого учителя. Показатели должны быть равны областным показателям, не ниже, а лучше и выше. Положительных оценок должно быть больше, а неудовлетворительных – меньше.
- Фактор «накопляемости» оценок , то есть каждое задание, которые выполняет учащийся, должно быть оценено отметкой. Часто бывает так, что домашнее задание, которое ученик может сделать с родителями, репетиторами или даже интернетом оценивается положительными оценками, а классные задания и тестирования ниже по оценке.
- Введение рейтинга и ведение всех дел в школе по принципу бизнеса , где важен результат от вложенных финансов и усилий, сделало школу поставщиком услуг. В таком случае упор делается на одаренных детей, которых в среднем 10%, интересы оставшихся учащихся и их родителей не учитываются. Все это потому, что в образование вкладываются бюджетные деньги, и государство должно получить результат своих вложений. Школы с высоким рейтингом финансируются намного лучше, получая дополнительные гранты.
- Учителя оцениваются по количеству «высокобалльников» по результатам ЕГЭ. То есть учителя могут неуспешного ученика «вытянуть» до 60-70 баллов, но для нынешней системы оценивания это не имеет значения. Олимпиады, ЕГЭ и ОГЭ, ВПР, золотые медалисты — все это влияет на отметки, которые ставит учитель, часто незаслуженно.
- Учащиеся сами включаются в данную гонку за оценками и показателями. Им кажется, что окружающим учителям, родителям недостаточно видеть “хорошиста” они хотят видеть “отличников”. Как результат данной гонки, ученики испытывают стресс и безразличие к материалу который они получают от учителя или учат самостоятельно. Главное получить положительную отметку, а не запомнить и применить знания в дальнейшем на практике.
Факторы влияющие на снижение оценки:
- Общее снижение научности образования . Школа вместо реальных знаний дает “компетенции”.
- Новаторство ради новаторства . Введение новых тем, предметов, курсов, которые не способствует формированию реальной картины мира. Исключение предметов, таких как астрономия, дающих представление о мире. Деление на математический и гуманитарный склад умы детей отводит их в сторону от многих профессий, ограничивая их возможности.
- Личное отношение учителя к ученику влияет на то, какую оценку может получить учащийся. Есть у учителя любимчики и те, кто не нравится, за один ответ разные «категории» учеников могут получить отметку в разные баллы.
Исходя из факторов, влияющих на несоответствие оценки знаниям учащихся перед всей системой образования и учителями стоят задачи для улучшения системы оценивания и ухода от гонки за показателями. Ведь именно данная гонка вводит учащихся в состояния стресса и нежелания учиться, учителя также страдают, бросая все свои силы на достижения результатов для отчета, но вынужденно пренебрегая результатами учащихся.
Как вы считаете обстоят дела с показателями в школе?