Найти тему
Записки плохого официанта

Ресторан - территория язычников

Слово "язычник" я использую здесь в традиционном, ругательном понимании. Сами язычники, насколько я знаю, себя так не именуют, выдумывают другие самоназвания (родноверы, например), потому что само слово "язычник" - из христианского словаря.

Тезис есть, пролегомены есть, теперь обоснование. Великий Зигмунд Фрейд в книге 1913-го года "Тотем и табу" высказал гипотезу, согласно которой потребность иметь запреты - одна из основополагающих потребностей человеческой психики.

Людям потребно иметь табу - это первично. Предмет запрета и его практическая польза - это дела второ-, третье- и дальшестепенные.

Фрейд приводит сравнение: в одном племени вождю запрещено трогать горшок, в котором варится пища; есть поверье, что сила вождя передастся еде, и это убьёт обедающих соплеменников, они не выдержат. В другом племени есть запрет прикасаться к вещам умершего - это убьёт трогающих соплеменников, они не выдержат.

Как видите, всякий запрет, всякое табу сопряжено с логичным объяснением, которое аргументированно обосновывает наличие такого запрета.

Одновременно с запретами во всяком обществе формируются ритуалы, и с ними ровно такая же история: первично - иметь ритуал, вторичны - польза, адекватность, логичность и т.д.

– Мой супруг, ваш король, ошень занят, я есть помогать ему слегка, мало-мало… Но закон должен бить!

– Быть, – поправил я.

– Бить! – подтвердила государыня. 

Держим это в голове, и теперь - в ресторан: после смены, когда гости разошлись и двери закрылись изнутри, мы приводим в порядок зал, уборка по чек-листу.

В частности, в числе прочего, мы протираем ножки столов и стульев.

Для чего? - чтобы они были чистыми.

Для чего нужно, чтобы они были чистыми? - чтобы гостям было приятно находиться в чистом помещении. Чистые ножки столов - это как растения: показатель работы заведения. Если гость видит чистые ножки столов и стульев, это означает: здесь работают на совесть и следят даже за такими мелочами. А раз следят за мелочами - значит, основному, главному, уделяют очень много внимания. Следовательно, еда и сервис здесь на высоком уровне.

Таким образом, чистые ножки столов и стульев превращаются в маркер - здесь вкусно кормят и хорошо обслуживают.

Если человек приходит в заведение и видит чистые ножки столов и стульев - он спокоен: здесь его ждёт гастрономическое наслаждение (особенно если речь о казанских заведениях, ведь Казань - гастрономическая столица России).

И наоборот. Если человек приходит в заведение и видит грязные ножки столов и стульев - он уверен: отсюда нужно бежать со всех ног, чтобы только пятки сверкали, потому что если тут официанты не протирают ножки столов и стульев - какие же они тогда профессионалы? А ихнюю жранину, извините, даже свиньи постесняются есть, ведь здесь, подумайте только, не протирают ножки столов и стульев.

И вот чтобы такого не было, мы в конце каждой смены протираем ножки столов и стульев. Чтобы утром гости пришли, посмотрели на ножки столов и стульев, как делают все нормальные гости, приходя в заведение, убедились, что ножки столов и стульев чистые, и после этого могли со спокойной душой заказывать еду, будучи уверенными - здесь накормят вкусно, ведь ножки столов и стульев чистые.

Но вот курьёз. Мы протираем ножки столов и стульев, чтобы еда была вкусной - хорошо. Но ведь уже на первые два часа работы ножки столов и стульев вновь становятся грязными. Гости естественным образом заносят грязь с улицы, та грязь попадает на ножки столов и стульев, они пачкаются... а в течение смены мы их не моем, само собой, это происходит только вечером, чтобы никто не видел, ибо это постыдно.

Почему это постыдно? - ну как же. Что за вопрос. Это же как бы само собой, это же как бы на поверхности, это же как бы очевидно.

По той же причине, по которой

У некоторых народностей Африки до сих пор бытует поверье, что половые сношения оскверняют тех, кто ими занимается. Более того, оскверняются не только партнёры, но и "невинные люди", которые могут находиться в непосредственной близости от главных виновников. Этим, например, отличается народность бечуана, обитающая в Южной Африке. Человек, имевший недавно половое сношение, не имеет права посещать больных, ибо производимый им оскверняющий эффект может оказаться настолько интенсивным, что пациент рискует никогда не выздороветь. <...> Страх осквернения через секс настолько велик, что после полового акта участники приступают к особым ритуалам очищения.

Фрагмент из книги Януша и Станислава Талалажей "Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи".

Получается - мы поем ножки столов и стульев, чтобы утренним гостям еда была вкусной... но только утренним. Потому что те, что придут, скажем, в обед, чистых ножек столов и стульев не увидят; они будут уже грязными. И, соответственно, для этих гостей еда будет невкусной. Потому что они будут смотреть на грязные ножки столов и стульев.

Получается - мы моем ножки столов и стульев ради нескольких утренних гостей, чтобы именно этим нескольким утренним гостям было вкусно и приятно смотреть на чистые ножки столок и стульев, ибо всем известно, что всякий нормальный человек в заведении смотрит на ножки столов и стульев и думает - насколько они чистые по десятибалльной шкале? Восемь с плюсом или всё-таки уже девять? На десятку точно не тянет, я вижу разводы от тряпки. Надо заказать капучино с корицей; если замечательное кофе окажется посредственным - всему виной разводы от тряпки на ножках столов и стульев.

Получается - мы моем ножки столов и стульев ради нескольких утренних гостей, и тем самым мы выделяем их, ставим их выше остальных. Все другие гости в течение дня лишены счастья смотреть на чистые ножки столов и стульев (и, следовательно, есть вкусную еду). Только утренние гости видят чистые ножки столов и стульев и, следовательно, вкусно кушают. Таким образом, мы проводим политику жесточайшей дискриминации по будильничному признаку: кто раньше встал - тому и вкусная еда.

А всем остальным - невкусная еда, потому что ножки столов и стульев грязные.

Вчера я спросил у коллеги, дескать, ты когда в заведения ходишь - ты обращаешь внимание на ножки столов и стульев. Он почему-то засмеялся. А я, как говорит Диана Гурцкая, ничего смешного не вижу.

Мы, племя официантов, должны после смены мыть ножки столов и стульев для нескольких утренних гостей, чтобы остальным гостям в течение всего дня подавать невкусную еду, которая зависит от чистоты ножек столов и стульев. Это логично.

Недаром у великого Даниила Хармса сказано по этому поводу:

Как-то бабушка махнула
и тотчас же паровоз
детям подал и сказал:
пейте кашу и сундук.