Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Разъяренный Гитлер требовал срочно сбросить полковника Брежнева в Черное море

Можно, конечно, улыбнуться этому заголовку, потому что в какой-то мере он напоминает те старые времена, про которые рассказывали анекдоты вроде того, что

«…Великая Отечественная война – один из эпизодов славной обороны Малой Земли, сказал абитуриент на экзаменах по историческому материализму…»

Да, было время, когда этот суровый эпизод войны, выпячивался вперед уж слишком сильно, а главной передачей по телевизору в День Победы была трансляция встречи ветеранов 18-й армии. Потому что одним из ветеранов этой армии и участником боев на плацдарме Мысхако, который мы теперь знаем как «Малая Земля», был полковник, а в конце жизни маршал и четырежды Герой Советского Союза Леонид Ильич Брежнев.

Но все дело в том, что рассказывая анекдоты и посмеиваясь над небольшой книгой «Малая Земля», которую генсек, конечно же, скорее всего, не написал, а надиктовал в формате интервью, чтобы затем его воспоминания и впечатления обработали литературные редакторы (как это всегда и везде бывает в подобных случаях), мы не очень-то обращали внимания, насколько все это правда. Просто на историю обороны этого плацдарма в 70-е годы прошлого века обращали слишком много внимания, ведь Брежневу было приятно. Поэтому и пел Магомаев "Малая земля, кровавая заря..."

Вот и заголовок этой статьи хоть и утрированный, но вполне правдивый, потому что Гитлер на самом деле регулярно требовал ликвидировать этот плацдарм, начиная ещё с 9 марта 1943 года, когда Брежнева ещё не было ни на Малой земле, ни в 18-й армии. И заканчивая второй половиной апреля, когда 17-го числа сейнер, на котором недавно назначенный начальник политотдела 18-й армии переправлялся на Мысхако, взлетел на воздух, попав на мину. Конечно, Гитлер никогда не слышал про Брежнева. Но приказ сбросить десант в море отдавал неоднократно.

-2

Кстати, в тот день, 17 апреля 1943 года Брежневу крупно повезло. Вот как он сам рассказал про подрыв корабля на мине:

«… Мы с лоцманом стояли рядом, вместе нас взрывом швырнуло вверх. Упал, к счастью, в воду, довольно далеко от сейнера. Вынырнув, увидел, что он уже погружается. Часть людей выбросило, как и меня, взрывом, другие прыгали за борт сами. Плавал я с мальчишеских лет хорошо, все-таки рос на Днепре, и в воде держался уверенно. Отдышался, огляделся и увидел, что оба мотобота, отдав буксиры, медленно подрабатывают к нам винтами…»

Повезло, вытащили.

Вообще, если говорить о Малой Земле, то начинать, по-хорошему следует, конечно, не с Брежнева, а с командира первого десантного отряда, высадившегося у поселка Станичка – Цезаря Львовича Куникова.

-3

Так получилось, что до войны он был хорошим инженером. Он хотел стать военным, но не вышло, зато на производстве Куников оказался хорош. А потом началась война. И оказалось, что инженер Куников, пятая графа – «еврей» (это тоже стоит и важно упомянуть, как мне кажется) – гений спецназовских операций. Он освобождал Ростов-на-Дону в 1941-м, дрался в районе Керчи. Но звездным его часом стал десант у поселка Станичка.

Сейчас отдельные, даже не знаю, как сказать, «умники», выдают перлы, что Куников командовал штрафниками и в отвлекающий десант бросили именно их. Это, мягко говоря, совсем не так. Потому что 275 добровольцев отряда Куникова набирали в виде сводной группы из береговых частей Новороссийской военно-морской базы и разведотряда Черноморского флота . Никаких штрафников там не было. Большая часть отряда были коммунистами и комсомольцами. И Куников отбирал каждого человека сам. Кроме того, отряд предварительно готовился и тренировался, хотя все понимали, что у них – билет в один конец. Десант был ДЕМОНСТРАТИВНЫМ и задача была – отвлечь внимание немцев от основного места высадки.

Куников и отвлекал. До такой степени, что после высадки передал по радио открытым текстом:

« Полк высадился. Действую по плану. Жду следующие эшелоны».

Специально, чтобы немцы услышали и насели на его десант сильнее.

Но получилось так, что основной десант у Озерейки провалился. Там всё пошло не так. А куниковцы неожиданно закрепились и отбили все атаки. Важно то, что у них уцелела рация, позволявшая держать связь и вызывать помощь с другого берега Цемесской бухты. Ведь он был наш и оттуда можно было поддерживать десант артиллерией. Да и начальство быстро сориентировалось и на захваченный плацдарм начали поступать подкрепления. Так и появился плацдарм Мысхако – Малая Земля.

-4

Кстати, ноги тех рассказов, что Куников командовал штрафниками растут из того простого факта, что штрафная рота на Малой земле на самом деле была и не одна. 613-я штрафная рота Черноморского флота и 92-я армейская штрафная рота высадились уже на захваченный плацдарм. Туда потом еще и 91-я и 100-я отдельные штрафные роты 18-й армии высадились. На плацдарме находилось около 15 тысяч человек, конечно, среди них, в столь опасном месте были и штрафники. Ведь Малая земля держалась 225 дней, пока не был освобожден Новороссийск. И драться там было очень непросто.

Вот только доля штрафников среди тех, кто оборонял Мысхако, была небольшой и рисковали они ничем не больше, чем остальные – на простреливаемом со всех сторон плацдарме пули, мины и снаряды не очень разбирали, кто ты – обычный солдат или штрафник. Цезаря Куникова случайная мина сгубила 12 февраля 1943 года.

А что полковник Брежнев? Он ведь у нас политработник. Полковник Брежнев переправлялся на плацдарм около 40 раз. Уже одна переправа – капитальный риск и «приключение», которое переживали далеко не все. Леонид Ильич оказался на подорвавшемся сейнере один раз и уцелел. А многие офицеры из штаба 18-й армии сложили свои головы во время переправ или на плацдарме. И от пуль он не прятался, за спинами других не отсиживался. Там для этого просто не было места. Зато достоверно известно, что принимал «меры силового воздействия» на бойцов, чтобы те пришли в чувство и дрались с немцами. Надо было дрался и сам.

Почему то, в современных статьях, рассказывая о Брежневе на Малой земле, очень любят цитировать эпизод из его книги, в котором рассказывается, как он отбивал из пулемета атаку немцев. Вот этот:

«… Весь мир для меня сузился тогда до узкой полоски земли, по которой бежали фашисты. Не помню, как долго все длилось. Только одна мысль владела всем существом: остановить! Кажется, я не слышал грохота боя, не слышал шума команд, раздававшихся рядом. Заметил лишь в какой-то момент, что падают и те враги, в которых я не целился: это вели огонь подоспевшие нам на выручку бойцы…»

Вот только те, кто без конца цитируют этот эпизод, никогда не открывали книгу «Малая земля». Потому что если бы они потрудились хотя бы пробежать глазами эти полсотни страниц, то узнали бы, что этот случай произошел не на плацдарме у Новороссийска, а на Украине, во время боев около Житомира, куда была переброшена 18-я армия.

То есть самый известный участник обороны Малой земли хорошо дрался не только на том небольшом плацдарме. Но и в дальнейшем.

-5

А история Малой Земли на самом деле полна героических и драматических историй. Только обо всех не расскажешь в небольшой статье. Прочитайте книгу Брежнева. Было время, о ней рассказывали анекдоты. А зря. Это ведь воспоминания офицера, который прошел через весь этот ад сам, испытав его на себе. Есть еще и хорошая книга Георгия Соколова «Малая земля». В магазинах, скорее всего, не найдете, в интернетах точно есть. Да и все бои на плацдарме разобраны почти что по часам, с отчетами с той и другой стороны. Это полезно, чтобы потом не плодить глупостей вроде того, что «Куниковцы были штрафниками».

----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм