Найти тему

«Федор Шаляпин» - как диагноз сценического нарцисса. С поправкой на «Николая Баскова».

Увы, эта «болезнь» лишает множества талантливых новичков шоу бизнеса, кино, театра и даже политики звездного будущего. Как это бывает? Поначалу они подают надежды, занимают на старте вполне достойные места среди конкурентов в гонке за успехом. Но потом что-то с ними случается – какой-то сбой программы, в прямом и переносном смысле. Они ввязываются в конфликты, скандалы, срывают концерты, ударяются в загулы, перестают узнавать вчерашних покровителей. Им кажется, что они уже баловни судьбы и любимцы публики. И затем они либо исчезают навсегда в тени безвестности, либо переходят в амплуа скандалистов, персонажей желтой прессы и шумных ток-шоу. Глубинный психологический нерв подобных коллизий, как правило, один – нарциссическое расстройство личности и слабость самоконтроля. Федор Шаляпин в этом отношении – своеобразный пример сценического нарцисса неудачника, перешедшего в амплуа нарцисса-любовника.

Занятна сама по себе история появления «Федора Шаляпина». Ныне это просто сценический псевдоним Андрея Захаренкова, улыбчивого красавца под два метра ростом, исполнителя фольклора с привкусом попсы. Но изначально все было не совсем так… Андрей, «завербовавшись» на «фабрику звезд» почти юнцом, попытался выдать себя за действительного потомка великого певца. Не поверили. Скандал добавил ему известности и, возможно, заронил в сознание тягу к популярности любой ценой.

Дальше, уже набирающий харизму Прохор, продолжил вместо скромного Андрея путешествие в мир шоу бизнеса. Конкурсы, корпоративы, гастроли, видеоклипы… Ближе к тридцати годам Прохор возмужал, превратившись из долговязого угловатого юнца в рокового красавца. У него появился покровитель и продюсер – Виктор Дробыш. Но сотрудничество юного дарования и заправилы шоу-бизнеса длилось не долго. Со скандалами и взаимными обвинениями они расстались.

У многих восходящих звезд есть эта психологическая черточка, особое устройство их мышления: оно по-детски не логично. Завышенная с нежного возраста самооценка накручивает их ощущение того, что они могут добиться всего сами. Что их таланты невероятны, грандиозны, а публика будет их обожать так же, как и родители. Эти нарциссические заблуждения лишают «звездочек» адаптивности, гибкости, без которых в бизнесе никак. Но они не воспринимают свою карьеру в качестве бизнеса, вот в чем беда. Им представляется, что они уже вступили на дорогу успеха и обожания. И какие-то там продюсеры только мешают. Отстаивая свою свободу и, как им кажется, самобытность, сценические нарциссы фатально вредят сами себе.

По моему чисто любительскому впечатлению вокальные данные Федора Шаляпина составляют всего несколько процентов от могущества истинного носителя этой фамилии. И как раз в песне, написанной Дробышем для Прохора «Утраченная юность» молодой исполнитель показал себя на максимуме возможностей. Ему бы продолжать дальше расти в таком тандеме. Но тут вмешался нарциссизм Прохора. И подчинил эту личность себе безраздельно.

Конечно, он продолжил петь, но ни одна его песня не стала хитом, не вознесла певца на вершину. Казалось бы, Прохор вполне мог составить конкуренцию многим. К примеру, главному блондину российской эстрады Николаю Баскову. Вокальные способности у обоих достаточно умеренные, с лучшей шлифовкой у Николая. Но в сравнении внешних данных статный почти двухметровый Прохор с профилем героя-любовника не оставлял никаких шансов пухловатому Баскову с его щечками, покатыми плечиками и бегающим неуверенным взглядом.

Разумеется, Басков такой же сценический нарцисс, как Филипп Киркоров или Стас Михайлов. Но Николай, в отличии от Прохора отлично владеет самоконтролем. И понимает, что руку, которая кормит и подталкивает наверх, нельзя кусать. Он всегда получает щедрые пожертвования, раскручен так, словно перед нами по меньшей мере Хулио Иглесиас. Деньги делают свое дело, превращая пухляша в секс-символ, а посредственный вокал в пение Орфея. Но для таких метаморфоз сценический нарцисс должен быть хорошо управляемым проектом. И эта огранка управляемости создает разницу между сырым алмазом и сверкающим гранями бриллиантом. Увы, Прохор Шаляпин такую огранку пройти не смог. Потому и не стал машиной по производству восторгов публики и кассовых сборов.

Лучше понять типичность профессионального провала нашего героя при вполне добротных данных на старте поможет классификация исследователя Кернберга, который разделил нарциссов по степени функциональности. Если верить его тезисам, то получается, что чем выше уровень так называемой функциональности (управляемости, способности к самоконтролю, адаптивности к требованиям мира бизнеса), тем слабее сама по себе нарциссическая патология в личности, и наоборот.

При высокой функциональности нарциссы способны преуспевать всю жизнь без особых проявлений патологии (не впадают в алкоголизм, не скандалят с покровителями, довольствуются своей денежной долей), и могут быть вполне успешными. Есть лишь одно «но» - в старости такие нарциссы становятся подвержены патологическим срывам, поскольку могут счесть, что их грандиозные планы и желания все же не осуществились вполне. Но этих срывов публика уже не увидит.

А вот низкий уровень функциональности порождает неудачников, которые проваливают возложенные на них надежды, влипают в сомнительные истории и скандалы. К сожалению, Прохор относится к последним.

Упомянем еще один психологический комплекс, который обрекает сценического нарцисса на неудачи - его «магическое мышление». Это термин из возрастной психологии. Исследователи заметили интересную особенность: ребенку свойственно воображать, будто это он управляет событиями, и, если загадал что-то, и оно случилось, то причина, разумеется, в нем. Стоит, к примеру, захотеть подарок, объявить о своем желании родителям, как подарок появляется. И не потому, что это постарались взрослые, а потому что у него, ребенка, есть такая волшебная сила.

Как и маленькие капризные дети, нарциссы верят, что весь мир крутится вокруг них, благодаря способности «наколдовывать» себе все что угодно.

Кстати, на нашей эстраде есть исполнитель с очень психологичной фамилией для сценического нарцисса – Дмитрий Колдун. И он тоже неудачник, поссорившийся на взлете карьеры со всеми мэтрами шоу бизнеса, включая Дробыша и Киркорова.

Нормальные дети преодолевают магическое мышление вместе с детским эгоцентризмом к школьному возрасту. Однако, у нарцисса, будь он трижды взрослым, вполне может сохраниться в подсознании такая же магичность воображения, вера в свое могущество, какая свойственна шестилетке.

Сценический нарцисс под нашептывание своей завышенной самооценки полагает, что владеет магической властью над своей публикой. И часто получает подтверждения этому, подкрепляя свое чувство грандиозности и способность манипулировать поклонниками. Нарцисс на сцене порой способен завораживать зрителей, понятное дело, женщин до состояний истерики. Посмотрите на публику концертов, скажем, Стаса Михайлова, еще одного функционального нарцисса, повелителя кассовых сборов. Женщины внимают его припеву «Все для тебя!» так, словно это внушение гипнотизера на сеансе психиатра.

Неудачник сцены, осознав свою упавшую востребованность, встает перед выбором. Довольствоваться теперь лишь местом в шоу массовке, либо переквалифицироваться в нарцисса-любовника. И теперь, если мы встречаем такого персонажа на экранах, то замечаем в нем что-то новенькое: наигранно-игривые манеры, бесконечный флирт, переходящий в донжуанство, подчеркнутую сексуальность. Это можно понять, теперь самооценка нашего героя - это убеждение самого себя в том, что его все вожделеют, мечтают о нем.

Есть еще одна особенность, которая ставит преграду перед нарциссом на пути к творческому успеху – дефицит эмпатии, то есть способности к сопереживанию, глубокому и тонкому пониманию чужих чувств. И способности воспроизвести эти переливы струн души своим пением или игрой на подмостках. Без глубокого погружения в образ песня, ария или роль в драме остаются лишь имитацией, поделкой, удовлетворяющей невзыскательные вкусы. Таким, в сущности, всегда были и остаются вокальные миниатюры что Баскова, что Киркорова, что Прохора Шаляпина. В них нет драмы, нерва. А лишь старательное потакание тому, что нынче в тренде. Публика платит за вход, ну, и сойдет…

Почему случается провал с эмпатией? Взрослый по паспорту нарцисс не преодолел эгоцентризма, который дети в норме перерастают в возрасте около шести лет. Не пережил то, что я называю «кризисом Коперника», когда ты оставляешь позади геоцентрическую модель своего мирка и переходишь в ту, где ты один из многих, но не центр мироздания. Нарцисс же так и застрял там, в эгоцентрическом детстве, и потому не в состоянии, как взрослый, понять мир чувств другого человека. Он по-прежнему ожидает, что все будет вертеться только вокруг него в знакомой птолемеевой системе, где Земля центр галактики. Другие люди ему попросту не интересны. Потому и песни поп-кумиров такие плоские…

Опять же, по моему скромному любительскому мнению, как раз в «Утраченной юности» Дробыша на стихи Есенина у Прохора что-то такое промелькнуло в голосе – есенинский надрыв, который ему удалось прочувствовать и выразить. У него были шансы стать большим – и певцом и человеком! Я заранее извиняюсь, но ни одна песня Киркорова или Баскова меня лично так не тронула. Прохору надо было работать, стараться, придушить гордыню. Но нарцисс не захотел.

Наши поп-кумиры не в состоянии подняться к вершинам Фредди Меркури или Эдит Пиаф. Господь поскупился, не додал им таланта – и, может быть, не столько вокального, сколько таланта души… А свободное место заполнил мифологический герой, залюбовавшийся своим отражением в ручье, Нарцисс.

Муза-покровительница, утратив надежду, отправила нашего Прохора вести прогноз погоды на НТВ. Что поделаешь, самое страшное для нарцисса – это остаться не замеченным, не получать восхищения. Хотя бы на фоне метеокарты с осадками. Надо понимать, что после разрыва с Дробышем путь в большой шоу-бизнес ему был закрыт.

А ведь Шаляпину скоро стукнет сорок. Но, думаю, инфицированный нарциссизмом, он не удовольствуется браком с какой-нибудь богатой дамой преклонного возраста. И должно быть, так и продолжит путешествие по скандальным хроникам и подмосткам телевизионных шоу.

Для нарцисса, как для балованного ребенка, главное – это получить одобрение, питаться восхищением, на котором расцветает его самооценка. Если же вы прекращаете восхищаться, ваш поклонник может начать начинает вас унижать, включая манипуляции и обесценивание. Вполне возможно, что многочисленные романы Прохора заканчивались так скоротечно именно по этой причине.

Расскажем немного о том, какова психология типичного нарцисса в романтике. Начало отношений будет проходить очень картинно: конфеты, букеты, комплименты, клятвы, подарки. Он будет стараться поразить избранницу всем, чем возможно. Вскоре после начала романа предложит жить вместе. Отношения с нарциссом очень стремительны, что является типичным признаком и должно насторожить.

Почти все жертвы описывают первое впечатление от знакомства с нарциссом, как чувство околдованности или некое наваждение «с туманом в голове», «когда я себе не принадлежу». Настигает ощущение раздвоенности, такое, словно женщина, разделилась на две части: с одной стороны, наблюдает за собой, а с другой не может понять, почему она во всем подчиняется своему новому знакомцу?

Но стоит мужчине нарциссу добиться своего, полностью подчинив жертву, как тут же все меняется. Теперь не нужно создавать рекламный образ и завоевывать. Вместо внимания вполне может начаться игнорирование.

На этом этапе душа нарцисса уже не получает подтверждения своего грандиозного образа со стороны. Начались сероватые будни. И нарцисс разочарован! Яркие эмоции раннего этапа, ежедневный праздник, обожание и восхищение новой пассии – все исчезло, жизнь потускнела. Он словно обманут – то ли девушкой, которая не понимает его охлаждения, то ли самим собой, не признающим своей глубинной незрелости.

Возможно, кто-то из читателей видел фильм «Осень в Нью-Йорке», где нарциссического персонажа сыграл Ричард Гир. Его герой, владелец шикарного ресторана, легко заводит мимолетные романы с девушками младше себя лет на двадцать. И стоит отношениям приобрести минимальную глубину, безжалостно рвет их… Просто, чтобы не привыкать, не давать надежд, ничем себя не обременять. Он причиняет боль женщинам походя, бездумно, поскольку, как мы уже отметили, напрочь лишен эмпатии, способности понимать и ценить чувства других. Уйти из отношений первым – это фирменный стиль нарцисса. Он ведь носит в себе глубинный страх, что бросят его, поскольку на самом деле перед нами всего лишь шести-восьмилетний мальчик в теле взрослого мужчины. С бессознательным ощущением своей неуместности в мире зрелых взрослых людей.

Беда в том, что нарцисс – это личность с психической травмой, скорее всего из детства. Личность с затаенной болью, негативным опытом, который нужно обезболить. Но гуманных способов анестезии у такой личности нет. И потому нарцисс=любовник бесконечно отыгрывает свою травму вовне, навязывает жертвам болезненную, возможно униженную, закомплексованную часть своей личности. Увы, только так, унижая и манипулируя, этот несчастный, снова может почувствовать себя магически всесильным, как в детстве, из которого он не желает взрослеть.

Конечно, сценический нарцисс, которого так манит сцена, не столь опасен и токсичен, как любовник-тиран. Певец дамский угодник начинает и заканчивает свой очередной роман на концерте с той публикой, которую он обхаживает, пребывая с ней здесь, на подмостках в конфетно-букетном романе. Все опять в новинку, никаких обязательств, привыкания, серых будней, только праздник…

И вот напоследок психологический совет. Если кто-то ощутил себя жертвой манипуляций нарцисса-любовника, который был некогда на сцене, а может лишь для вас, единственного зрителя, исполнял свою арию… То нет смысла, если вас бросили, мучить себя чувством вины, цементировать комплекс неполноценности. Увы, но вы просто вляпались в нарцисса… Отряхнитесь и идите по жизни дальше.