Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ: авиация Италии (2). Истребители

До самого окончания 1-й мировой войны итальянские инженеры так и не научились проектировать боеспособные истребители – единственный принятый ими на вооружение отечественный самолет этого класса фактически не годился для маневренного боя, и из-за своих низких качеств использовался только во второй линии – в противовоздушной обороне тыловых объектов. Основу же истребительного парка итальянской авиации составляли французские машины – частично закупленные во Франции, частично построенные на итальянских авиазаводах по французским лицензиям. Первым итальянским истребителем стал не предназначенный для такого применения двухместный полутораплан НЬЮПОР-10 . Этот самолет начали разрабатывать в 1914 году как спортивную машину, однако начало войны заставило французов завершить его создание в 1915 году уже как боевого самолета. Ньюпор получился для своего времени очень скоростным: при моторе всего в 80 л.с. он достигал скорости 140 км/ч! Поначалу Ньюпор-10 планировали использовать в качестве развед
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

До самого окончания 1-й мировой войны итальянские инженеры так и не научились проектировать боеспособные истребители – единственный принятый ими на вооружение отечественный самолет этого класса фактически не годился для маневренного боя, и из-за своих низких качеств использовался только во второй линии – в противовоздушной обороне тыловых объектов. Основу же истребительного парка итальянской авиации составляли французские машины – частично закупленные во Франции, частично построенные на итальянских авиазаводах по французским лицензиям.

Первым итальянским истребителем стал не предназначенный для такого применения двухместный полутораплан НЬЮПОР-10 . Этот самолет начали разрабатывать в 1914 году как спортивную машину, однако начало войны заставило французов завершить его создание в 1915 году уже как боевого самолета. Ньюпор получился для своего времени очень скоростным: при моторе всего в 80 л.с. он достигал скорости 140 км/ч! Поначалу Ньюпор-10 планировали использовать в качестве разведчика, поэтому и сделали его двухместным. Однако высокие летные данные аэроплана, его хорошие скорость, маневренность и легкость в управлении стали причиной того, что многие летчики начали использовать Ньюпор-10 как истребитель. Для облегчения машины некоторые энтузиасты переделывали его в одноместный аэроплан, самыми разными способами устанавливая на самолет оружие, из которого мог бы вести стрельбу сам пилот. Это ставшее почти повальным увлечение привело к тому, что и авиапредприятия тоже начали выпускать часть «десяток» в одноместном варианте – как истребитель. То же делали и итальянские авиастроители, приступившие к лицензионному производству Ньюпоров-10. Всего ВВС Италии получили 260 экземпляров этого самолета, большинство из которых итальянские летчики активно использовали в воздушных боях именно в качестве истребителя.

-2

А с весны 1916 Ньюпоры-10 стали постепенно вытесняться из итальянских эскадрилий новым, теперь уже не самодельным, а специализированным истребителем НЬЮПОР-11 . Этот одноместный полутораплан представлял собой значительно уменьшенный и облегченный вариант «десятки» (из-за чего он получил прозвище «Бебе» - «Малыш»). Более скоростной и маневренный, чем Ньюпор-10, «Малыш» быстро обрел популярность среди летчиков. Именно благодаря «Малышу» пилотам Антанты в 1916 году удалось ликвидировать немецкое превосходство в воздухе, захваченное германцами летом 1915 при помощи своих «Айндеккеров». Несмотря на относительно маломощный мотор, Ньюпор-11 обладал неплохими скоростными качествами (при том же 80-сильном моторе «Малыш» разгонялся до 156 км/ч) , отличной маневренностью, а главное - был очень прост в пилотировании. Вооружался «Бебе» одним пулеметом, жестко закрепленным на верхнем крыле. Такая установка осложняла прицеливание и перезарядку оружия, однако вынос пулемета вверх при стрельбе исключал возможность отстрела лопастей собственного винта. Ньюпор-11 быстро обрел популярность среди летчиков, и на нем летали многие итальянские асы. Всего ВВС Италии получили 646 «Малышей», 103 из которых поступили из Франции, а остальные 543 были построены самими итальянцами на своих предприятиях.

-3

В начале 1917 года в итальянские авиачасти начала поступить новая версия французского истребителя – НЬЮПОР-17 . Это была модификация все того же истребителя-полутораплана «Бебе». Она отличалась от «Малыша» более мощным мотором (110 л.с. дали скорость до 165 км/ч), крылом увеличенной площади и усиленной конструкцией планера. Важным нововведением стало появление на «семнадцатом» синхронизатора, что позволило перейти к оптимальному для истребителя размещению вооружения – на капоте мотора, прямо перед пилотом. Такое положение пулемета позволяло летчику точно прицелиться, а при необходимости быстро перезарядить пулемет или даже устранить задержку в стрельбе. Правда, объем поставок этих самолетов из Франции был невелик – «семнадцатый» требовался в больших количествах французским ВВС; поэтому итальянцы наладили выпуск Ньюпоров-17 на своих предприятиях (построили 150 экземпляров). Так что общее число «семнадцатых» в ВВС Италии вряд ли превышало 200 единиц. Тем не менее, этого количества хватило для частичного вооружения Ньюпорами-17 одиннадцати итальянских эскадрилий. Но уже к концу лета эти машины перестали соответствовать требованиям войны, и их стали переводить в учебные, заменяя новыми, более совершенными истребителями.

-4

В марте 1917 начались поставки из Франции в Италию скоростных истребителей SPAD S .7 C 1; в течение весны итальянцам прислали 214 таких бипланов. Французы считали СПАДы своими лучшими истребителями (при моторе в 150 л.с. они достигали скорости в 192 км/ч). Однако итальянские пилоты не разделяли этого мнения. СПАДы не пользовались у итальянцев популярностью – они предпочитали пусть и менее скоростные, но более маневренные Ньюпоры и Анрио (о Анрио речь пойдет ниже). Поэтому, хотя поначалу СПАДами были обеспечены девять истребительных эскадрилий, к зиме 1917-1918 гг на этом типе самолета продолжали летать уже только две эскадрильи. Да и те в это время перевооружались на более современную версию этого истребителя - на SPAD S .13 C 1 . «Тринадцатый» СПАД был оснащен более мощным мотором, давшим самолету прибавку в скорости на 30 км/ч (мощность мотора – 220 л.с., скорость самолета - 220 км/ч). К тому же он имел более сильное вооружение (2 синхронных пулемета против 1 на «семерке»). Французы отправили итальянцам 273 истребителя SPAD S . I 3 C 1; но в Италии с ними повторилась та же история: поначалу этими самолетами итальянцы полностью или частично вооружили одиннадцать эскадрилий, но к моменту окончания войны и эти СПАДы остались только в четырех эскадрильях.

А самым любимым и самым многочисленным истребителем в ВВС Италии стал французский истребитель АНРИО HD -1 . Этот самолет длительное время составлял основу итальянской истребительной авиации; к тому же он не был принят на вооружение во Франции, а из 1.145 произведенных истребителей HD -1 подавляющее большинство было построено именно в Италии. Так что Анрио HD -1 по праву можно назвать итальянской машиной, и ниже будет дана более подробная информация по этому истребителю.

Hanriot HD-1 (1916 г )

Двигатель: 110 л.с., вес пустого: 400 кг, вес взлетный: 605 кг, скорость: 185 км/ч, потолок: 6.000 м, продолжительность полета: 2,5 часа. Вооружение: 1 синхронный пулемет.
Двигатель: 110 л.с., вес пустого: 400 кг, вес взлетный: 605 кг, скорость: 185 км/ч, потолок: 6.000 м, продолжительность полета: 2,5 часа. Вооружение: 1 синхронный пулемет.

HD -1 – это первый серийный самолет собственной разработки французской фирмы «Анрио» (ранее «Анрио» строила самолеты, созданные другими фирмами). Самолет представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан, и принадлежал к тому же классу легких истребителей с ротативными двигателями, что и полуторапланы Ньюпор. При этом HD -1 обладал более чистой аэродинамикой, чем Ньюпор, да и конструкция планера у него была прочнее. Тем не менее, руководство французской авиации отказалось от удачной новинки. Генералы продолжали делать ставку на массово выпускавшиеся и уже зарекомендовавшие себя в боях Ньюпоры. А так же рассчитывали на скорое появление истребителя SPAD с мотором жидкостного охлаждения, обеспечивавшим этой машине высокую скорость. Однако отвергнутым французами аэропланом заинтересовалось военное ведомство Италии, остро нуждавшееся в современных истребителях. Итальянцы купили лицензию на HD .1, и с ноября 1916 г начали серийное производство этой машины. До конца войны фирма «Ньюпор-Макки» построила 831 экземпляра HD -1 (некоторые издания говорят даже о 901 построенном итальянцами Анрио), да еще 100 таких истребителей прибыли в Италию из Франции, с завода фирмы «Анрио». Таким образом, ВВС Италии за время войны получили около 1.000 HD -1 - при общем выпуске этого самолета всего в 1.145 единиц!

Первые партии построенных итальянцами Анрио были отправлены в авиашколы – будущие летчики-истребители уже изначально готовились управлять именно этим самолетом. К началу лета 1917 года на Анрио HD -1 полностью перевооружились 6 истребительных эскадрилий, а за лето-осень 1917 Анрио стал основным истребителем ВВС Италии – из имевшихся у итальянцев 18 истребительных эскадрилий 16 летали на HD .1. Этот истребитель играл очень важную роль во многих воздушных сражениях, помогая своими высокими летными данными воевавшим на них летчикам одерживать все новые и новые победы. В общей сложности на самолетах Анрио HD .1 летало не менее 19 итальянских асов!

Правда, в 1918 году количество итальянских эскадрилий, вооруженных HD .1, несколько сократилось - часть летчиков пересела на новые, более скоростные СПАДы. Ведь отличная для 1916 года (когда она была создана) машина к началу 1918-го уже стала уступать по летным данным новейшим немецким и австрийским истребителям. Тем не менее, даже с появлением в ВВС Италии более современного и скоростного СПАДа, HD .1 несколько уступил, но не сдал свои позиции: и в 1918 году почти половину итальянского истребительного парка по-прежнему составляли Анрио, которые продолжали довольно успешно сражаться с врагом. Пусть и в уменьшившемся количестве, HD .1 оставался в строю авиации Италии не только до самого конца войны, но и после – вплоть до 1926 года! Такой долгий для тех лет срок службы аэроплана говорит о высоком уровне разработки этого самолета, созданного еще в середине войны. А ведь в то время бурного развития авиации значительная часть только что созданных истребителей устаревала и сходила со сцены в течение буквально нескольких месяцев после появления на фронте…

Ansaldo A .1 « Balilla » (1918)

Двигатель: 220 л.с., вес пустого: 640 кг, вес взлетный: 885 кг, скорость: 220 км/ч, потолок: 5000 м, продолжительность полета: 2 часа. Вооружение: 2 синхронных пулемета
Двигатель: 220 л.с., вес пустого: 640 кг, вес взлетный: 885 кг, скорость: 220 км/ч, потолок: 5000 м, продолжительность полета: 2 часа. Вооружение: 2 синхронных пулемета

После того, как попытка оружейного концерна «Сосьета Джованни Ансальдо» создать истребитель провалилась, завершившись «перепрофилированием» аэроплана SVA в разведчик (о чем уже было рассказано в предыдущей статье), за дело взялся инженер Джузеппе Брецци, решивший все-таки превратить неудавшийся аэроплан в воздушного бойца. Он полностью переработал бипланную коробку, значительно увеличив размах нижнего крыла (это превратило полутораплан в полный биплан), а так же усовершенствовал целый ряд других элементов самолета. Наиболее оригинальным его нововведением стал… сбрасываемый топливный бак. При угрозе возникновения пожара пилот мог поворотом рычага избавиться от основного 140-литрового бака, который вываливался через люк в днище, а самолет совершал в этом случае посадку на топливе, поступавшем в мотор несколько минут самотеком из маленького бачка в центроплане верхнего крыла.

Облет и доводка модернизированного самолета начались летом 1917, и продолжались до конца года. В декабре новый истребитель испытали лучшие итальянские асы, которые остались недовольны его маневренностью, а особенно – потерей высоты на виражах и глубокой просадкой при выходе из пикирования. Новые переделки почти не исправили положения – скоростной и высотный самолет, несмотря на все старания инженеров, продолжал оставаться инертным и неповоротливым, трудным в управлении. Он был почти непригодным для маневренной схватки – главного в то время вида боя истребителей. Тем не менее, из-за отставания устаревавших итальянских Ньюпоров и Анрио от новых австрийских и немецких истребителей, а так же нехватки в частях более современных СПАДов, командование было вынуждено принять Ансальдо на вооружение, как «условно годный», и сделать заказ на серийное производство. Таким образом, Италия получила свой первый истребитель отечественной разработки.

Первая партия истребителей, обозначенных как Ансальдо А.1 «Балилла» (Балилла - имя итальянского героя 17 в), поступила в части только в июле 1918 г. Всего до конца войны было построено 200 «Балилл», из них 166 (по другим сведениям 186) успели поступить в авиачасти. Правда, из-за плохой маневренности эти самолеты применяли только в системе тыловой ПВО. Соответственно, и боевая эффективность истребителей Ансальдо за четыре месяца участия в 1-й мировой оказалась мизерной: на счету «Балилл» был всего один сбитый самолет-разведчик противника. Но после окончания войны благодаря умело поставленной рекламе самолеты Ансальдо были распроданы в разные страны. В частности, более 30 «Балилл» состояли на вооружении молодого польского государства и использовались в советско-польской войне (причем с обеих сторон – Красной Армии досталось от поляков несколько трофейных Ансальдо).

Итальянская армия в Первой мировой войне

1МВ: стреловое оружие итальянской пехоты

1МВ: «короткостволы» и «холодняк» итальянской армии

1МВ: многоцелевые самолеты Италии

1МВ: многомоторные бомбардировщики Италии

Другие статьи канала по авиации 1-й мировой войны:

1МВ - ВВС Италии: многоцелевые самолеты

1МВ – ВВС Италии: истребители

1МВ: многомоторные бомбардировщики Италии

Истребители Австро-Венгрии: «первый блин комом» или «за неимением гербовой бумаги пишут на простой»

Истребители Австро-Венгрии: «второй блин хорош, да мал»

1МВ. Первый истребитель британских асов

1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (01). Рождение

Анрио H.D.1 (01): случайный шедевр в руках итальянцев

1МВ. «Альбатрос» - грозная птица кайзера

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.