Найти тему
КиноРаритет

Почему сатирический журнал «Крокодил» боялся, что «великий немой» заговорит

Продолжаю листать пожелтевшие от времени подшивки самых ранних номеров советского сатирического журнала «Крокодил». Масса любопытного попадается. Карикатуры на Каменева, например, и Керенского. Портреты Ленина и Маркса, тоже выглядящие вполне карикатурно. Очень много антирелигиозных юморесок и карикатур.

Картинка с обложки 18-го номера журнала «Крокодил» за 1922-ой год; именно в этом номере выражен страх редакции перед «говорящим» кино.
Картинка с обложки 18-го номера журнала «Крокодил» за 1922-ой год; именно в этом номере выражен страх редакции перед «говорящим» кино.

Ну, да на данном канале негоже отступать от темы кино. В «Крокодиле» на эту тему совсем немного материала, но тоже попадается кое-что интересное. Вот, к примеру. Была у журнала в 20-ые годы прошлого столетия такая рубрика — «Большая энциклопедия Крокодила». Просто набор смешных, «энциклопедических» статей на разные явления. На букве «К» есть в крокодильской «Энциклопедии» и абзац под заглавием «Кинематограф». Привожу его здесь целиком (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

«Великий немой. И хорошо, что немой: стыд, значит, имеет! Многие обижаются: «Слова от него не добьешьса...» Но что же это было бы, еслиб он вдруг заговорил? Сплошная порнография была бы—или «блатная музыка».

Эм… Очень странные опасения, не находите? И слишком консервативные для пост-революционных 20-х годов.

Та самая заметулька из сатирического журнала.
Та самая заметулька из сатирического журнала.

Кто автор этих строк — неизвестно. «Большая энциклопедия Крокодила» вообще не имеет авторства, и, видимо, составлялась коллективным трудом редакционных работников.

К расстройству крокодильцев, «Великий немой» всё же заговорил, и до этого момента оставалось совсем немного времени. Через 5 лет после выхода журнального номера с заметкой «Кинематограф», в Америке сняли «Певец джаза». Этот мюзикл Алана Кросланда с Элом Джолсоном в главной роли считается первым звуковым фильмом в истории кино. Технология была несовершенна и киноплёнку с фильмом в кинотеатры рассылали вместе с грампластинкой, на которой был записан звук. Но это ведь было только начало!

Фрагмент постера первой звуковой ленты в истории кинематографа — «Певец джаза» (Jazz Singer).
Фрагмент постера первой звуковой ленты в истории кинематографа — «Певец джаза» (Jazz Singer).

В советской России звук в кино пришёл немногим позже. В 1931-м году (то есть, спустя десятилетку с высказанных «Крокодилом» опасений) Николай Экк снял фильм о беспризорниках «Путёвка в жизнь». Вот после этой фильмы заговорил и советский кинематограф (забавно, «блатная» музыка в фильме действительно прозвучала).

В оправдание пугливым работникам журнала «Крокодил» стоит сказать, что они не были одиноки в своих страхах. Свои опасения о том, что «великий немой» заговорит, одновременно с ними высказывали куда более осведомлённые в делах киношных люди. Всеволод Пудовкин и Сергей Эйзенштейн призывали коллег не слишком-то увлекаться звуком, а сценарист Виктор Шкловский выдал фразу «Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».

Опасения журнала «Крокодил» оказались не беспочвенны  — блатная музыка зазвучала в первом же звуковом советском фильме «Путёвка в жизнь».
Опасения журнала «Крокодил» оказались не беспочвенны — блатная музыка зазвучала в первом же звуковом советском фильме «Путёвка в жизнь».

Время показало, что звук кинематографу очень даже нужен и является мощным выразительным средством, почти таким же важным в этом виде искусства, как и кино. Хотя и отсутствие звука в некоторых современных фильмах становится отличным художественным решением.

Смотрите так же: Уникальную карикатуру 100-летней давности, связанную с кино, нашёл в первых номерах журнала «Крокодил»