Продолжаю листать пожелтевшие от времени подшивки самых ранних номеров советского сатирического журнала «Крокодил». Масса любопытного попадается. Карикатуры на Каменева, например, и Керенского. Портреты Ленина и Маркса, тоже выглядящие вполне карикатурно. Очень много антирелигиозных юморесок и карикатур.
Ну, да на данном канале негоже отступать от темы кино. В «Крокодиле» на эту тему совсем немного материала, но тоже попадается кое-что интересное. Вот, к примеру. Была у журнала в 20-ые годы прошлого столетия такая рубрика — «Большая энциклопедия Крокодила». Просто набор смешных, «энциклопедических» статей на разные явления. На букве «К» есть в крокодильской «Энциклопедии» и абзац под заглавием «Кинематограф». Привожу его здесь целиком (орфография и пунктуация оригинала сохранены):
«Великий немой. И хорошо, что немой: стыд, значит, имеет! Многие обижаются: «Слова от него не добьешьса...» Но что же это было бы, еслиб он вдруг заговорил? Сплошная порнография была бы—или «блатная музыка».
Эм… Очень странные опасения, не находите? И слишком консервативные для пост-революционных 20-х годов.
Кто автор этих строк — неизвестно. «Большая энциклопедия Крокодила» вообще не имеет авторства, и, видимо, составлялась коллективным трудом редакционных работников.
К расстройству крокодильцев, «Великий немой» всё же заговорил, и до этого момента оставалось совсем немного времени. Через 5 лет после выхода журнального номера с заметкой «Кинематограф», в Америке сняли «Певец джаза». Этот мюзикл Алана Кросланда с Элом Джолсоном в главной роли считается первым звуковым фильмом в истории кино. Технология была несовершенна и киноплёнку с фильмом в кинотеатры рассылали вместе с грампластинкой, на которой был записан звук. Но это ведь было только начало!
В советской России звук в кино пришёл немногим позже. В 1931-м году (то есть, спустя десятилетку с высказанных «Крокодилом» опасений) Николай Экк снял фильм о беспризорниках «Путёвка в жизнь». Вот после этой фильмы заговорил и советский кинематограф (забавно, «блатная» музыка в фильме действительно прозвучала).
В оправдание пугливым работникам журнала «Крокодил» стоит сказать, что они не были одиноки в своих страхах. Свои опасения о том, что «великий немой» заговорит, одновременно с ними высказывали куда более осведомлённые в делах киношных люди. Всеволод Пудовкин и Сергей Эйзенштейн призывали коллег не слишком-то увлекаться звуком, а сценарист Виктор Шкловский выдал фразу «Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».
Время показало, что звук кинематографу очень даже нужен и является мощным выразительным средством, почти таким же важным в этом виде искусства, как и кино. Хотя и отсутствие звука в некоторых современных фильмах становится отличным художественным решением.
Смотрите так же: Уникальную карикатуру 100-летней давности, связанную с кино, нашёл в первых номерах журнала «Крокодил»