(Mк. 4:1-20)
С самого детства мне твердили, что притча - это земная история с небесным значением. Я не знаю, кто первым придумал такое определение, но оно не так уж плохо. В притчах Иисуса небеса и земля действительно встречаются.
В Mк. 4 рассказывается, при каких обстоятельствах Иисус начал учить притчами. Марк говорит:
«И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами много...» (ст. 1, 2).
После этого следует первая притча Иисуса - притча о сеятеле, или притча о семени.
I. ПОЧЕМУ ПРИТЧИ?
Почему Иисус остановился именно на этом методе обучения? Во-первых, Он хотел прояснить некоторые истины тем, кто был близок к Нему, то есть Своим ученикам. Во-вторых, Он хотел затенить некоторые истины для “внешних”.
Эта цель указывается в Mк. 4:10-12:
«Когда же остался без народа, окружающие Его вместе с двенадцатью спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи».
Многим трудно понять почему Иисус пытался утаить от кого-то некоторые факты о небесном царстве. Они говорят, что это прямо противоречит всему, ради чего Он пришел. Но их вывод поверхностен и потому неправилен. Говоря притчами, Иисус использовал метод, который был очень хорошо знаком иудейским учителям и их слушателям. Мы находим притчи и в Ветхом Завете. Например, Нафанаил свой укор Давиду облек в классическую форму притчи. Иудейские раввины при жизни Иисуса также использовали такой метод обучения, как притчи.
Притчи обладали определенными характерными чертами. Их смысл всегда был скрыт. Правильно понять их мог лишь тот, кто был тесно связан с учителем, который их рассказывал. Только приняв учителя и его учение, человек мог понять то, о чем говорила та или иная притча.
Согласно Евангелиям, Божье царство должно было проявиться в личности и делах Иисуса Христа. Человеку, который не принимал Его, не дано было понять и Его учение. Только ставшие учениками Иисуса могли правильно понимать Его притчи. И хотя Иисус часто говорил притчами перед народом, толковал Он их только в кругу тех, кто причислял себя к Его ученикам.
Стих 4:12 звучит сурово. Иисус говорит: “(А тем внешним все бывает в притчах) так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи”. Это очень типично для еврейского языка - выражать результат, как если бы это была цель. Было бы неправильно сделать вывод, что цель, ради которой Иисус говорил притчами, заключалась в том, чтобы некоторые люди не спаслись. Иисус совсем не это имел в виду. Иисус говорил притчами, и в результате некоторые люди не понимали и не получали спасения.
Стих 12 построен на цитате из книги пророка Исайи. Марк в своем повествовании сократил эту цитату, но в Евангелии от Матфея она приводится полностью и помогает нам понять, что в действительности говорил Исайя и что на самом деле имел в виду Иисус. В Мф. 13 Иисус говорит:
«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: “слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите"» (ст. 13, 14).
Далее Исайя объясняет, почему такое происходит. В стихе 15 его слова приводятся, как афоризм: “Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули...” Кто сомкнул свои глаза? Люди. Они сделали это по причине, указанной во второй части стиха 15. Они закрыли свои глаза по своей воле, добровольно: “...да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их”. Люди не видели; люди не понимали; люди не слышали. Но виной тому были не Божьи действия. Виноваты были сами люди, которые упрямо отказывались прийти к Иисусу и принять Его как Учителя от Бога. Вот почему Он скрыл некоторые Свои учения от посторонних, говоря притчами, значение которых открывал только Своим близким ученикам. Если бы Иисус всем подряд говорил прямо и недвусмысленно о том, что Он Мессия, и о Своем царстве, то фарисеи убили бы Его прежде времени. Поэтому Иисус и замаскировал Свои учения в этих прекрасных, простых притчах, которые скрывали Его истины от гордых и высокомерных, но открывали их тем, кто хотел их знать.
II. ПРИТЧА ПЕРВАЯ
Теперь рассмотрим первую из этих притч, притчу о сеятеле. Иисус говорит:
«Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на каменистое место, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и терние выросло и заглушило семя, и оно не дало плода; и иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 3-9).
Позже, в узком кругу, Иисус пояснил эту притчу Своим ученикам. Его пояснение начинается в стихе 14:
«Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат» (ст. 14-20).
Эту притчу издавна называют притчей о сеятеле, но, фактически, о сеятеле говорится лишь в первом предложении. Речь здесь идет не столько о сеятеле, сколько о разной почве, в которую сеятель бросает семя. Эта притча - исключительно о состоянии людских сердец, в которые падает семя, Слово Божье. Сеятель - это учитель. Разные почвы - это сердца слушателей.
Иисус постоянно подчеркивал, что хорошим богослужение делает не хорошая проповедь, а хорошие слушатели. Действенным богослужение делают не уста кафедры, а уши церковных скамей.
Хорошая почва жизненно необходима. Она играет важную роль в процессе обучения. Если вы хотите оценить, чего стоит община, то сосредоточьтесь не на кафедре, а на церковной скамье. Рост семени всегда зависит от качества почвы. Урожай зависит от характера почвы.
Придорожная земля
Иисус говорит о четырех типах почвы, или четырех типах слушателей. Первый тип - это почва “при дороге", это земля, которая затвердела в камень, потому что по ней часто и много ходят. Душа слушателя может стать непроницаемой, такой корой греха она покрыта. Даже просто частое слушание истины как чисто религиозная форма может затоптать душу. Душа может так же затвердеть от проповедей, как и от греха.
Проверьте свою почву; проверьте свою душу, не стала ли она похожей на вытоптанную землю, так что упавшее семя, Слово Божье, скатывается с поверхности сердца, как вода с камня? Проникает ли Слово вглубь, где может пустить корни, прорасти и изменить ваш образ жизни? Или ваша душа настолько очерствела, что услышанное вами Божье Слово попадает только на поверхность, с которой, в конце концов, уносится прочь? Семя сеятеля, упавшее на твердую землю, так и не смогло проникнуть вглубь, и, как сказал Иисус, налетевшие птицы тут же склевали его. Многие люди слушают слово Иисуса с таким каменным сердцем, что семя истины просто не может в него проникнуть.
Ожесточить душу может предубеждение. Человеку с предвзятым мнением о том, что собой представляет истина, невозможно услышать истинное Слово. Закрыть уши и сделать нас глухими может и гордыня. Вина и греховные привычки в нашей жизни тоже могут лишить нас способности услышать то, что пытается сказать Бог.
Я как-то проповедовал студентам университета в городе Стиллуотер, штат Оклахома. После проповеди ко мне подошел молодой человек и сказал: "Доктор Шуберт, мне интеллектуально трудно воспринимать то, что вы проповедуете". "Как это?" - спросил я. Юноша ответил: "Я просто не могу принять тот факт, что Бог создал вселенную таким образом, как об этом говорит Библия. Я не могу принять, что Иисус был действительно рожден от девственницы. Я не могу принять, что Он действительно восстал из могилы на третий день". После того, как мы установили определенные взаимоотношения и на протяжении нескольких недель обсуждали эту проблему, молодой человек, в конце концов, признался мне, что его проблема не столько интеллектуального, сколько нравственного порядка. Он вел аморальный образ жизни, и поскольку Божье Слово осуждало его образ жизни, то он отвергал его. Просто ему было легче сказать: “Принять ваши проповеди мне мешает интеллектуальный барьер".
Я почти не встречал людей, которые бы могли честно сказать: "Я не согласен с учением Христа, потому что не могу принять его разумом”. Грех разъедает веру человека подобно кислоте, а вина и греховные привычки в жизни людей не дают им принять Слово. Идя на моральный компромисс в своей жизни, они все же понимают, что Слово осуждает их, и тогда они не впускают его в свои сердца. Время от времени мы встречаем такого человека, который на самом деле не воспринимает учение разумом, но это бывает крайне редко. В девяти случаях из десяти это проблема морального плана, которая маскируется под интеллектуальное неприятие.
Часто способствуют затвердению почвы души конфликты с семьей, друзьями и коллегами по работе. Такие причины можно перечислять и перечислять - вы сами можете сделать это, исходя из своего жизненного опыта. Но какой бы ни была точная причина ожесточения, Иисус дает оценку им всем: “Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их” (ст. 15).
Каменистая почва
Второй тип - это каменистая почва, почва с очень тонким плодородным слоем. Она описана в стихах 5 и 6:
«Иное упало на каменистое место, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло».
Мне рассказывали, что во многих местах Палестины почва имеет толщину лишь три-пять сантиметров, а под ней лежит коренная известняковая порода. Если семя случайно падает на такое место, оно быстро прорастает, потому что известняк удерживает солнечное тепло. Но после того, как это семя пускает корни в поисках воды, оно ее не находит и вскоре засыхает так же быстро, как и проросло, потому что наталкивается на сплошной пласт камня, в котором нет влаги. Быстро поднявшись, такое растение быстро и погибает.
Нам приходится встречать людей, которые очень эмоционально откликаются на христианский зов, но ведь невозможно жить и расти, опираясь на одни только эмоции. Внезапный религиозный энтузиазм зачастую оборачивается не чем иным, как быстро гаснущим пламенем. Не раз я видел, как люди приходили в церковь с тяжелым сердцем, и услышанное Слово было для них подобно вспышке молнии на мрачном небе; в их жизни появлялась надежда и свет. Эти люди под впечатлением момента с энтузиазмом давали обещание Богу. Им казалось, что они получали новые силы жить. Но как только они возвращались с эмоциональных вершин в долину реальностей жизни, они отступали. И вскоре старейшины заносили их имена в списки тех, кто даже не посещает богослужения Божьих людей. Корни так и не смогли прорасти вглубь. В стихе 17 Иисус сказал: “Но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются”.
Религия многих людей представляет собой хронологию импульсивных начинаний и остановок. Это похоже на график с отдельными обрезанными импульсами, как при работе стробоскопа, который только и делает, что включается и выключается через определенные промежутки времени, или на “мигалку” на передней панели поезда.
Помните того парня, которого однажды так взволновала возможность следовать за Иисусом, что он порывисто воскликнул: “Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел!” (Мф. 8:19)? По виду это был очень старательный и жаждущий знаний ученик. Но Иисус остановил его приблизительно такими словами: “Послушай, дружище, ты не понимаешь, что говоришь. Разве ты не знаешь, что у лис есть норы, и у птиц небесных есть гнезда, а Сыну Человеческому негде даже голову приклонить? Лучше дважды подумай, прежде чем давать такое обязательство".
Похоже, что в последние годы многие люди загораются от какой-то части Божьего Слова, возбужденно хватают этот кусок и получают своего рода острое религиозное ощущение. Но они так и не пускают настоящих корней. Все остается исключительно в плоскости чувств.
Как-то я присутствовал на “Семинаре по спасению душ”, и в какой-то момент ко мне подошел молодой человек чуть старше двадцати лет с большим зеленым значком, на котором большими буквами было написано “БРФ”. Этого молодого человека я видел впервые. Я спросил: “Скажи, что означает БРФ?”. Он ответил: “Безумный Религиозный Фанатик. Это я!” Я тут же подумал: “Избави меня, Боже".
Такие люди редко изучают Библию; их духовность редко обретает глубину. Их преданность Богу - увлечение вроде хобби. Оно поверхностно и непродолжительно. То, что захватывает сердце, но не затрагивает головы, не может длиться долго. А у таких людей голова обычно бездействует. Это напоминает мне старую поговорку: “Как нажито, так и прожито". Некоторые люди приходят в церковь с большим энтузиазмом и впечатляющими заявлениями, дают клятву хранить веру, но через несколько недель они уже в списке тех, кто оставил церковные собрания.
Проверьте, на какую глубину проросли ваши духовные корни. Иисус знал, что это будет нелегко.
Почва, зараженная сорняками
Третий тип почвы - это почва, зараженная сорняками. Иисус назвал их “терниями”. Хороший фермер никогда ничего не сажает до тех пор, пока сначала не уничтожит сорняки и не очистит от них свою землю. Хороший урожай пшеницы можно получить, только посеяв семена и удалив все другие растения с этого участка. То, с чем фермер борется на земле, играет почти такую же важную роль, как и то, что он в нее сажает.
Иногда мы впускаем в себя семя Божьего Слова, не вырвав терние, то терние, которым Иисус называет мирские заботы, богатство и удовольствия. В стихе 19 Он говорит: “Но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода".
Как часто мы проявляем непостоянство? Во время богослужения мы слышим Слово и принимаем его. Мы получаем воодушевление и благословение. Мы принимаем решение пойти и рассказать миру великую благую весть Иисуса Христа. Но приходит понедельник, и мы включаемся в жестокую конкуренцию делового мира. Мир давит нас со всех сторон. Мы возвращаемся домой и не ладим с женой (мужем) и детьми. Сорняки прорастают и заглушают нас.
Плодородная почва
Но есть и добрая почва - почва, которая, как говорит Иисус, приносит во сто крат больше, чем мы посеяли. В стихе 20 сказано: "А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат".
Какие возможности плодородия таит ваша почва? Все зависит от благоприятных условий для семени, посаженного в ваше сердце. Бог обещает богатый урожай, если вы позаботитесь о том, чтобы в вашей жизни преобладали благоприятные условия для роста, питания и созревания посаженного семени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как вы соотносите себя с этой притчей? Каждый из нас занимает в ней то или иное место. Какие шансы вы даете Слову по-настоящему прорасти в вашей жизни?
Эта притча - один из наиболее динамичных рассказов в мировой истории, поскольку смысл ее в том, что никакая Божья сила, никакая любовь Иисуса, никакая красота благой вести не могут спасти душу человека, если этот человек не хочет быть спасенным. Окончательным и решающим фактором вашего спасения является настрой вашего сердца. В конечном итоге, только ваше сердце определит, будет ли плодоносить слово Бога в вашей жизни. Все, что делают Бог, Иисус и другие, не приведет ни к какому результату, если почва вашего собственного сердца не очищена от сорняков и не готова принять насаждаемое семя.
Иисус излагает суть всего учения притчи в стихе 9: “Кто имеет уши слышать, да слышит!”