За свою карьеру я слышал о лидерстве очень много, но за годы работы сформировал мнение, что лидерство можно описать очень простыми 4 ступенями:
- Формальное лидерство - это когда вы являетесь для людей формальным руководителем по иерархической структуре компании. Это самый сложный этап, на мой взгляд, так как вам нужно начать выстраивать свою позицию и вести людей за собой. Порой, молодые управленцы не совсем верно понимают, что это значит и, зачастую, в практике это скатывается к заявлениям типа «делай так, как я сказал, потому что я начальник». Люди пойдут и будут (а может и нет) это делать, но от вас зависит, как история будет развиваться. Этот путь может быть весьма полезным для карьерного рывка в другом подразделении (когда тебя повышают в группе сотрудников, с которыми ты раньше работал, многие могут не воспринимать тебя как руководителя на первых порах, поэтому перевод на более высокую должность в другое подразделение, куда ты уже приходишь в роли формального лидера, может помочь раскрыть потенциал сотрудника). Каждая ситуация индивидуальная, но на первом этапе главное осознавать, что вы планируете делать дальше.
- Достижение результата. Если в роли формального лидера вы предпринимаете правильные действия (в силу своих знаний, опыта, анализа ситуации, а, иногда, риска) и люди в вашей команде это видят, отношение к вам будет меняться в лучшую сторону. В психологии каждого человека есть стремление побеждать и, когда такая потребность закрывается под вашим руководством, сотрудники чувствуют себя причастными к успеху, что, обычно, повышает их мотивацию к работе. Важно, чтобы руководитель всегда помнил о своей команде ( мне больше всего нравится спортивный подход в этом случае - «Побеждает команда, проигрывает тренер»(но очень редко я его видел в своей карьере)) и поддерживал правильный командный дух.
- Развитие людей. В большинстве случаев в компаниях это главная проблема движения вперёд. Никто, обычно, не стремится нанимать сотрудников умнее себя, так как боятся, что их «подсидят» или они будут казаться глупее подчинённых. Я придерживаюсь противоположного мнения, так как стараюсь учиться у каждого человека с кем мне доводится общаться. Когда ты видишь потенциал и перспективу для компании (а не собственную выгоду), развитие людей становится главной мотивацией в работе. Именно от этого я получал наибольшее удовольствие в своей работе и вырастил за годы очень много классных лидеров, некоторые из которых, я уверен, превзойдут меня, чему я буду очень рад. Я сам помню всех своих учителей, которые оказали влияние на мою карьеру и безмерно им благодарен и поддерживаю с ними хорошие отношения на постоянной основе. Люди запомнят, что вы сделали для них и будут относиться к вам, как к настоящему лидеру! Ваш статус будет повышаться, в том числе, и через успехи ваших подчинённых. Отдавайте как можно больше, развивая своих людей, и эти инвестиции обязательно окупятся!
- Харизма. Для меня это высшая ступень лидерства. Обычно о таких лидерах мы читаем только в новостях (лидеры типа Стива Джобса, Илона Маска, Джеффа Безоса), но если вы посмотрите на своё окружение, вы обязательно найдёте нескольких человек, за которыми вы будете готовы следовать вперёд, потому что они обладают харизмой. Мне посчастливилось поработать или быть знакомым с такими людьми и они оказали большое влияние на мою карьеру( например, моим руководителем в Domino’s был СЕО Гюванч Донмез, который сейчас является СЕО О2ТЕСН (совместное предприятие Сбера и Mail.ru), который является очень харизматичным лидером, и встречи с которым для меня всегда являются очень полезными и мотивирующими).
В завершении скажу, что лидерство применимо там, где есть люди, которых вы ведёте за собой, поэтому цените тех, кто оказал влияние на ваш карьерный путь, и поддерживайте тех, на чей путь вы оказываете влияние, как лидер, находящийся на одной из 4 вышеописанных ступеней!
Надеюсь, мой принцип описания оказался несложным, как я и стараюсь описывать все процессы и действия.
Всем добра и движения вверх по ступеням лидерства!