Эту историю поведал мне мой дед. Тогда ему было уже 91 год. А я был совсем сопливым мальчишкой, только что закончившим школу и мечтавшем об офицерских погонах. Разговор начался с разбора старого раритетного сундука. Из него извлекались вполне чудесные вещи, одной из которых оказались новенькие хромовые сапоги. «Это – память о Несторе Ивановиче Махно», сказал дед. А на мое замечание, что Махно был бандитом, ответил предложением выкинуть к чертям свинячьим школьный учебник истории.
Александр Алексеевич Чеканов . Пожалуй, последний из династии чистых Чекановых в России. В 1903 г. закончил в Питере архитектурный факультет, потом поступил в Михайловский артиллерийский корпус в Ярославле . Прошел уже в чине капитана , командира артиллерийской батареи все окопы первой мировой . В семнадцатом после Октябрьского путча остался верен Родине и стал командиром РККА Был командиром отдельного дивизиона, сформированного в Рыбинске , и воевал в Первой конной у Буденного .
Первая встреча с махновцами чуть не закончилась смертью . Во главе целого отряда, отправленного в разведку, оказался в плену. Начальник штаба Первой Повстанческой Белаш заставил пленных рыть окоп, потом усадил их на бруствер и принялся собственноручно из нагана расстреливать через одного. Стрелял только в затылок. Д руг деда сказал: "Алексеич, я посчитал ... следующий – ты!" Как рассказал дед: « Тут наши налетели, махновцев побили, и мы оказались на свободе.
Вторая встреча состоялась уже по инициативе Буденного. Дед пользовался особым уважением как профессиональный и образованный офицер. Ему было поручено поехать в ставку Махно и договориться о проведении переговоров .
Нестор Иванович оказался (по словам деда) культурным и образованным человеком (это мнение офицера с двумя, на тот момент, высшими образованиями!) . Легко согласился на встречу с Буденным, без особых предварительных условий .
Самое интересное, что я увидел в армии Махно – это железная дисциплина. Хотя официально считается (да и тогда такая пропаганда велась), что у Махно была не армия, а неорганизованная банда. А между тем, в войске действовал трибунал, и за серьезные преступления виновников ждал расстрел.
На переговоры отправились на личном поезде Махно . Личный состав и лошадей красной делегации поместили в отдельную теплушку . Дед, как старший, ехал в соседнем купе с купе Нестора Ивановича. Вот дословно его рассказ.
«Проснулся ночью, дабы, как говорят на Украине, отправиться «до ветру». Попробовал нашарить ногами сапоги – не получилось. Зажег фонарь, а сапогов-то и след простыл! Постучал в соседнее купе к Нестору , зашел босиком и сказал: «В от ... твои орлы сапоги "подрезали ! "
Нестор в бешенстве рванул стоп-кран. Выгнал всех вместе с конями на улицу и объявил: "Два часа времени , чтобы сапоги были на месте!"
Степь ... ночь черная ... Но понеслись конные в разные стороны. Часа через полтора были доставлены новенькие хромовые сапоги! (Старые-то были уже пропиты! На какой-нибудь станции ) . Доехал я до ставки Буденного, получил новые сапоги, а эти храню, как память о великом и благородном человеке.
И не верь тому, что плетут про Нестора. Кабы не увлекался он так своими анархическими идеями, да не обхитрили-обманули бы его Ленин с Троцким, еще не известно, в какой стране мы бы сейчас жили! Ведь тогда под Махно была половина Украины. А что касается бандитов, то настоящими-то бандитами были Витька Белаш, Семка Буденный, Васька Чапаев!»
Весь рассказ старого офицера я воспроизвожу, практически, дословно. Я записал его почти сразу по причине того, что именно он стал той точкой, с которой началось переосмысление всей истории, насильно созданной большевиками.