Найти тему
ЭКСКУРС TV

Из Казани в Крым на велосипеде. День 48. Топонимика всё ещё в депортации?

У меня было время подумать об исторической крымской топонимике, простуда своё дело сделала: 39 и антибиотики

Путевые заметки с историческими справками и иллюстрациями

Крымская топонимика уникальна и удивительна. Вообще, топонимика любого места - это его исторический портрет в названиях. Например, в дореволюционной Казани, откуда я родом и откуда я ехал, была очень яркая признаковая топонимика: Рыбнорядская площадь, Сенной базар, Суконная слобода, Собачий переулок, улицы Первая, Вторая и Третья горы. И всем всё было ясно.

Сегодня карта Казани набор безликих улиц с одинаковыми для многих бывших советских городов названиями. И Крым в этом смысле ничем не отличается. Центральная улица посёлка Куйбышево, в котором мне посчастливилось лечить свою простуду, носит имя Ленина, который вообще никакого отношения к посёлку не имеет. Да и само название посёлка до войны было другим. Он назывался Албат.

В 1944 году из Крыма выселили крымских татар. Беспрецедентный по своей жестокости и абсурдности акт геноцида по отношению к малому коренному народу, населявшему полуостров. Кто-то даже может возразить: дескать, выселяли не просто так, а "за дело", за "пособничество немецко-фашистским захватчикам", за "коллаборационизм". И вообще, какой это коренной народ, если татары пришли из монголии в XIV веке?

В этом возражении сразу несколько ошибок. Пойдём от самой ранней по времени, от определения татар как коренного народа полуострова. Даже если предположить, что татары пришли на полуостров только в XIV веке, они пришли не на пустой полуостров, а к местным жителям. Процесс ассимиляции никто не отменял, и даже в таком случае этнос окончательно сформировался именно на полуострове. Так что даже так татары таки коренной народ.

Ну и логично, что из монголии пришли не татары, а монголы. Тогда откуда взялись татары и куда делись те монголы? Начнём с того, что татары этноним, приклеенный народу извне. Самоназвание крымских татары "къырымлы", что означает "крымцы". Но поскольку сегодня термин "крымец" собирателен по отношению ко всем, кто живёт на полуострове, то для обозначения этой этнической общности используется термин "крымские татары".

Крымские татары не потомки монголов. Это тюркоязычный народ, история формирования которого берёт начало фактически с первых известных насельников Крыма тавров. Крым представлял собой своеобразный котёл, куда народы приходили и откуда не уходили. "Блокирующим" в этом котле и в татарском этносе стал тюркский (кипчакский) компонент.

-2

Но тюрки-кипчаки в частности и тюркские племена вообще стали появляться на полуострове задолго до завоевания Крыма ордой. Всё это смешивалось между собой не одно столетие, и появление в XIV столетии ордынских военачальников из династии Чингизидов, формирование Крымского юрта как фактически самостоятельного государства (к моменту формирования Крымского ханства связь с метрополией почти отсутствовала) стало логичным сопровождением процесса формирования этноса.

Чистокровные монголы фактически выполняли функции наёмной администрации с той только разницей, что наняли тукайтимуридов (потомков Тукай Тимура из рода Чингизидов) не сами жители полуострова, а поставил их на эту "должность" верховный правитель Орды. Даже армия монгольских завоевателей состояла в основном из тюркоязычных племён. То есть "монгольское" завоевание Крыма - это завоевание тюрками тюрков, и как следствие окончательное формирование этноса.

Закономерным итогом этих процессов стало выделение юрта в самостоятельное государство под властью Хаджи Герая, который, будучи Чингизидом, имел право на престол. С этим, конечно, можно спорить, но это всё равно, что спорить с истиной "2+2=4". Так всех, кто предъявляет претензии относительно того, что крымские татары не коренной народ, можете смело слать гулять густым крымским лесом.

Крым испытал несколько волн эмиграций крымских татар в Турцию ещё до революции, связанных с политикой царской власти, в результате которых пустели огромные территории. Десятки сёл и деревень вымирали. Притеснения продолжились и после революции. Кроме "общих" для всех раскулачивания и прочей коллективизации, гонениям подвергалась и национальная интеллигенция.

-3

Никаких пряников от Советской власти крымские татары в массе своей не видели, только кнут. Но при этом сражались на фронтах ВОВ в рядах Красной Армии, и как бы не пытались оболгать народ доносчики, главные среди которых Кобулов и едва не похоронивший партизанское движение в Крыму Мокроусов, решивший списать все свои неудачи на крымских татар, никакого повального дезертирства и сотрудничества с немцами не было.

В городе Волжск республики Марий Эл, куда в том числе крымских татар выселяли на спецпоселение, автор лично обошёл более 100 семей депортированных, и ни в одной семье не нашёл предателя. Зато нашёл массу медалей, орденов и даже двух партизан. Дедушка автора имел ордена Славы и Отечественной войны. Это к слову о дезертирстве и предательстве.

Руками этих людей строились, например, Каракум канал в Туркмении и Фархадская ГЭС (сложнейшее гидротехническое сооружение) в Узбекистане. Добывался уголь на рудниках "ТашкентСталинУголь" и уран на урановых шахтах. Без защиты, противогазов и респираторов. Руками этих людей валился марийский лес, и вы заворачивали колбасу в бумагу, выпущенную их руками на МЦБК.

Сразу после депортации по Крыму прокатилась волна переименований. Стиралась с лица земли крымскотатарская топонимика. Со временем это должно было прочно утвердить в сознании советского человека мысль о том, что Крым не является и никогда не был татарским, а "исторические" топонимы хранили память о "хищническом разбойничьем гнезде". Именно так советская литература именовал Крымское ханство.

Без царя в голове на картах появлялись Танковые, Плодовые, Солнечные, Счастливые и прочие Молочные с Краснопартизанскими и Красногвардейскими. Но запала переименовать всё у мудаков, принимавших это решение и притворявших его в жизнь на местах, не хватило. Во-первых, "спасся" Бахчисарай. От переименования в Пушкино его спас собственно сам Пушкин.

Во-вторых, "спаслись" Севастополь и Симферополь. Несмотря на то, что эти города были основаны рядом с татарскими деревушками Ахтияр и Акмесджид (Акмечет, Ак Мечеть) соответственно, это были новые русские города, с регулярными планами и новой застройкой. Так, например, исторический Акмесджид вошёл в состав нового Симферополя отнюдь не сразу.

Рандомно "спаслись" Керчь (осталось фактически татарское название "Керич" - известь), Феодосия, которой вернули исторически первое название и Джанкой, фактически железнодорожные ворота Крыма. Осталось огромное количество гидронимов и топонимов, на которые не хватило энергии. А многие новые названия так и не прижились.

Не стал Медведь Горой Аюдаг. Не стал Планерским Коктебель. Сохранил татарское имя Судак. Сохранили древние названия Алушта и Ялта. Остались на месте гидронимы типа Бурульча, Бельбек, Салгир, Кача, Альма, Булганак, Джарджава, Мелек-Чесме, Дерекойка, Хаста Баш, Учан Су и масса других. Остались мысы Ай Тодор, гора Ай Петри, даже Балаклава (балыклы ава - рыбная гавань) осталась.

Не учли советские власти, что невозможно вот так вот запросто стереть с лица земли тысячи ойконимов. И не учли стремление народа вернуться на родину. По мере репатриации крымских татар всё чаще на карте попадаются исторические названия, всё больше появляется дорожных указателей с названиями, данными столетия назад.

Но официально этот процесс, конечно, очень сильно затянут. Например, мой маршрут с Ай-Петри выглядит так: Ай Петри - Соколиное - Аромат - Голубинка - Нижняя Голубинка - Куйбышево - Большое Садовое - Танковое - Сирень - Железнодорожное - Мостовое - Бахчисарай. В этих названиях нет никакого смысла, за редким исключением. В Соколином кроме соколов огромное количество другой птицы, в Голубинках не так уж много голубей или голубики, Куйбышев никогда не бывал в Куйбышево, садов много не только в Большом Садовом, в Танковом никогда не делали танки, в Сирени кроме сирени масса других деревьев.

И только Железнодорожное, Мостовое и Аромат имеют хоть какой-то смысл. Через Железнодорожное действительно проходит железная дорога (как и через сотню других сёл), Мостовое действительно стоит у моста (как и тысяча других населённых пунктов), а в Аромате когда-то был эфиромасличный завод.

А как бы было до 1948 года? Ай Петри - Кокъ Къоз - Аджи Су (Витим) - Фоти Сала - Нижняя Фоти Сала - Албат - Таш Басты - Буюк Сюйрень - Сюйрень - Аранкой - хутор Мордвинова - Бахчисарай. И в каждом этом названии история села и людей. А какая история в Танковом? В Голубинке? В Соколином? Никакой. Не в Соколином Юсуповы строили свой охотничий домик "Аскерин", а в селении Къокъ Къоз.

Вернуть исторические названия - это значит перелопатить огромное количество адресных каталогов. Это большая и кропотливая работа. Но стал же Горький Нижним Новгородом, Куйбышев Самарой, Свердловск Екатеринбургом, Ленинград Санкт-Петербургом, а несчастный Целиноград (хоть он и не в России) перед тем, как стать Нурсултаном, побывал Акмолой и Астаной.

То есть возвращение исторических топонимов - это не вопрос денег и дополнительного финансирования. Вместо кучи бабла, выделяемого режимам Лукашенко или на подарки Никарагуа в виде 250 автобусов в обмен на признание Осетии, Абхазии и Крыма, можно было бы в том же Крыму одним росчерком пера повысить лояльность "электората", а заодно и восстановить историческую справедливость и вернуть Крыму колорит.

А пока топонимика по-прежнему в депортации.

Участок: Куйбышевское стояние и лечение
Расстояние за три дня: 2
Расстояние итого: 3395
Из них:
на велосипеде: 2387
на кораблях: 10
на своих двоих: 85
на трамвае: 34
на поездах: 906
на такси / автобусах: 94
Реки: Бельбек

Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар | День 30: Краснодар город контрастов | День 32: Старыми добрыми тропами | День 33: Селям Алейкум, Къара Дениз | День 34: Город белой невесты | День 36: Что бывает, если отключаешь голову | День 37: Анапец | День 38: Междуморье | День 39: Тамань | День 40: Крымский мост | День 41: Кресло Митридата | День 42: Здесь ветер, пыль и зной | День 43: Крымская АЭС, или сказ о закопанных деньгах | День 44: Три перевала | День 45: Уметь сказать нет | День 46: Приехали | День 47: Гештальт закрыл, да здравствует гештальт!

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб