Найти тему
Праздникотерапия

Практика, которая помогла мне справиться с потерей близкого человека

Оглавление

В предыдущей статье я рассказала какие были мои первые шаги после того, как умерла моя бабушка. Сейчас я хочу рассказать о практике, которая состоит из 5 блоков. Каждый из блоков дал мне что-то свое и помог справиться с потерей.

Инструменты для практики

  • Удобное тихое место
  • Листы бумаги А4 - 5-7 штук.
  • Ручка
  • Цветные карандаши, фломастеры или краски (то чем удобнее рисовать).
  • Циркуль или тарелку с диаметром 20-30 см
  • Если захочется
  • Свечи
  • Спички
  • Тарелка куда можно положить пепел

1 блок. Письмо о потере

Я написала историю о случившимся. Историю, которая относится к теме потери, история, которая рассказывает о моей бабушке и моих чувствах.

Вопросы в помощь, если вы не знаете с чего начать свой рассказ:

  • Когда это случилось?
  • Что произошло?
  • Почему и каким образом я пришла к этому?
  • Что я сейчас думаю по этому поводу?
  • Что я чувствую?
  • Как потеря повлияла на наши отношения с партнером?
  • Как в целом отразился на моей жизни?
  • Что меня беспокоит?
  • Чего я хочу?

Свое письмо я объединила и с заметками после фильмов, которые я смотрела и с мыслями, что я выписывала и с письмом-ответом (подробнее в предыдущей статье). Благодаря этому я поняла что чувствую и как отношусь к произошедшей ситуации, по итогам письма я также смогла определить на какой стадии потери я находилась (см. следующий этап).

2 блок. Поиск себя

Ниже описаны стадий потери (утраты, траура). Необходимо оценить на какой стадии (по твоим личным внутренним ощущениям) ты сейчас находишься.

1. Отрицание/шок (это ошибка, этого не случилось, на самом деле всё не так)

2. Злость/гнев/обида (это всё из-за вас, это вы виноваты, пока вы тут радуетесь, у меня горе).

3. Торг/вина (если я сделаю что-то, то ситуация улучшится, надо только захотеть и правильно «договориться»).

4. Депрессия/непрожитая боль (всё ужасно, всё плохо, ситуация безвыходная).

5. Грусть (поиск принятия, это очень меня ранит, но нужно идти дальше).

6. Принятие (я ничего не могу исправить и понимаю, что это так, не испытываю бессилия и ужаса от этого).

7. Прощение (я прощаю себя, близких, других людей и Бога).

8. Благодарность (я благодарен за поддержку, уроки и опыт).

Найдя свою точку «здесь и сейчас» ты сможешь понять какой путь тебе еще стоит пройти. Создай себе дедлайн —определи сколько пунктов осталось пройти до конца и пообещай себе дойти до последнего пункта до определенного срока. После этого приступи к следующему этапу.

На момент работы с этой практикой я находилась между 4 и 5 стадией и понимала, что мне нужно совсем чуть-чуть времени, чтобы оказаться на 8 пункте.

Блок 3. Арт-практика.

Инструменты:

мелки или карандаши, можно фломастеры, 3 листа А4 с кругами внутри (круг можешь начертить с помощью тарелки).

Выполнять практику нужно было по шагам. Не переходя к другому шагу и этапу, пока не выполнишь задание.

Шаг 1.

Возьми первый лист А4 с кругом. В кругу нарисуй свое состояние на тему, с которой работаешь (аборт, потеря, утрата, расставание). Не важно, что это будет. Просто доверься себе. Возьми те цвета, к которым тянется рука, и нарисуй все, что исходит изнутри.

Шаг 2.

Посмотри на свой рисунок, как 5-летний ребенок. Какие картинки и образы ты видишь? Дети видят только картинками - солнце, дерево, колесо, камень, качели и т.д.

Напиши все образы и картинки, которые приходят на ум, глядя на рисунок:

Шаг 3.

Возьми второй лист. Из полученных образов ты создаешь историю, рассказ, в котором участвуют все выписанные слова-образы. Во время практики может казаться, что ты пишешь несуразицу, но доверься себе, расслабься и пиши то, что придет в голову, не останавливай себя.

К примеру, слова-ассоциации: дом, бантик, тропинка, лес...

Рассказ: На опушке леса стоял небольшой домик, в котором жила девочка, которая всегда завязывала свои волосы красным бантиком, однажды она бежала по привычной тропинке в сторону леса и поняла...

Шаг 4.

Возьми третий лист А4 с кругом. В кругу нарисуй свое состояние на данный момент, то, что происходит с тобой сейчас. Возьми те цвета, к которым тянется рука, и нарисуй все, что исходит изнутри.

Шаг 5.

Снова посмотри на свой рисунок, как 5-летний ребенок. Какие картинки и образы ты видишь?

Напиши все образы и картинки, которые приходят на ум, глядя на рисунок.

Шаг 6.

Ты продолжаешь писать свой прежний рассказ из пункта 3, дополняя его образами со второго рисунка.

Шаг 7.

Если чувствуешь, что хочешь еще рисунок, тогда повтори снова все этапы. Если чувствуешь, что достаточно, переходи к следующему этапу.

Блок 4. Осознание

Подведи некий итог, черту осознания того, что ты написал и как это можно интерпретировать. Для этого для начала необходимо заполнить следующую таблицу:

Пример таблицы
Пример таблицы

Следующий шаг: взять следующий лист и переписать свой рассказ заменяя слова-образы на ассоциации.

К примеру: На опушке леса (могучий, сильный, успокаивающий) стоял небольшой домик (тепло, уют, семья), в котором жила девочка, которая всегда завязывала свои волосы красным бантиком(легкость, наивность, детство), однажды она бежала по привычной тропинке(путь, скорость, неизведанное) в сторону леса (могучий, сильный, успокаивающий) и поняла...

Ты сможешь увидеть какие-то процессы изменений, перемены и даже сочетания событий в твоей жизни, и скорее всего сможешь понять причины своей утраты, боли и даже возможный выход из тяжелой ситуации.

Главное - итоговый рассказ должен закончиться а позитивной ноте. У рассказа должен быть конец. Если его нет, то необходимо дописать.

Если захочешь и будет отклик, то можешь сжечь письма и рисунки, когда проанализируешь их. Сжигая , представляй как твоя боль, печаль сгорает и превращается в пепел.

Блок 5. Благодарность

Сделать для человека или ситуации традицию или подарок, тем самым завершая процесс. Как бы говоря: «Я делаю это в память о тебе. В моем сердце есть место для тебя, спасибо, что ты был в моей жизни».

Это может быть благодарственная почтовая открытка, кораблик пущенный в ручей, бутылка с письмом брошенная в воду, воздушный шарик или ленточка на дереве? А может ты захочешь исполнить для него песню в баре или подарить подарок детям в детдоме. Сделай то, что считаешь понравилось бы этому человеку и он был бы рад получить это от тебя и тем самым ты попрощаешься с ним и будешь хранить добрую память о нем, как об учителе, который был в твоей жизни не зря.

В свою очередь я написала бабушке ответное письмо. сделала шкатулку и планирую в один из солнечных дней закопать ее где-то у моря. В той же шкатулке я оставлю письмо-послание для тех, кто нечаянно ее может найти. Возможно, когда-то моя история поможет кому-то больше уделять внимание тем, кто далеко или уже не так молод.
-3

Спасибо, что дочитали до конца и здоровья вам и вашим близким!