Вообще-то викторианское общество склонно было рассматривать брак не как романтическое увлечение, а как серьезное деловое предприятие. Именно поэтому в самом идеальном варианте викторианский брак начинался со знакомства родителей. Это они должны были позаботиться о будущем своих детей, присмотрев им достойного супруга или супругу. А там, как говорится, "стерпится - слюбится".
И все же Англия не Индия, и у молодежи тоже были кое-какие права, в том числе и право на собственный выбор, пусть и ограниченный мнением старших. Кавалеры осуществляли это право в основном "на глаз", ориентируясь на внешность избранницы (ну или на размер приданого). А вот девушки рисковать своим временем и репутацией, тратя их на абы кого не могли, они должны были заранее знать перспективы амурного приключения. Ведь путь от знакомства до брака мог занять и пару лет, а молодость коротка. Но как узнать заранее, какой из приглянувшихся кавалеров сделает предложение, а какой "поматросит и бросит"?
Сегодня красавица бы обратилась к помощи всемогущих соцсетей, а на подмогу девушкам викторианской эпохи приходила магия в лице многочисленных гаданий. Даже если отбросить все готические варианты с полуночными походами на кладбище (на них решались далеко не все), в арсенале викторианской красавицы было много куда более лояльных средств, которые могли сузить круг потенциальных возлюбленных.
Одним из наиболее популярных были обычные яйца. Гадать на них нужно было в новолуние. Яйцо надлежало разбить и отделить белок от желтка, а желток опустить в стакан с водой и оставить там до утра. Утром оставалось только посмотреть, какую форму примет желток, она будет напрямую связана с профессией жениха. Увидишь сапог - пойдешь за сапожника, крендель - за пекаря, баранью ногу - за мясника.
После получения такой "наводки", оставалось только присмотреться к представителям соответствующих профессий и подобрать в их рядах потенциального жениха, а там, как говорил Пэлем Гренвил Вудхаус устами Берти Вустера:
Если девушка думает, что вы в нее влюблены, и выражает желание выйти за вас замуж, не скажете же вы ей, что с большей радостью сдохнете в канаве.
Впрочем, этот метод был хорош для маленьких городков, где выбор профессий не велик. В большом городе девушке нужны были более четкие указания. Например инициалы будущего жениха. Их тоже можно было разузнать.
Лучшим другом девушки в этом деле могла стать обычная садовая улитка. Ее нужно было изловить, посадить на блюдце, усыпанное мукой, накрыть крышкой и оставить на ночь. К утру садовый оракул должен был оставить на муке следы, содержащие инициалы будущего супруга. Ну а зная инициалы, подобрать к ним кандидата не сложно.
Впрочем, встречались среди англичанок и такие, которым непременно нужна была конкретика. Народная магия позаботилась и о них. Нужно было найти двулистный или четырехлистный клевер и положить его в правый ботинок. После этих нехитрых манипуляций смело можно отправляться на улицу, первый холостяк, которого ты встретишь - твой муж. Для особо разборчивых представительниц прекрасного пола в гадании была "отмазка". Мужем мог стать ни сам первый встречный, а его тезка.
Однако же найти потенциального претендента на руку и сердце - пол беды. Ему нужно намекнуть о своих чувствах, да так, чтобы не всполошились все многочисленные мамки, няньки и компаньонки. Для этого существовал язык жестов.
Идеальным сигналом для молодого человека был уроненный на его глазах веер или платок. В большинстве исторических экранизаций молодые кавалеры толпами несутся подхватывать уроненные дамой платки. Однако же, на деле платок нужно было поднимать только, если уронившая его дама, вам симпатична. Если кавалер игнорировал оброненный предмет, то давал девушке понять, что чувства ее не взаимны, и ей лучше поискать другого кавалера.
Для молодых кавалеров идеальным средством общения с потенциальной невестой была бутоньерка. Цветок или даже букет в петлице надлежало составлять в строгом соответствии с языком цветов и собственными чувствами. Так, красная хризантема в петлице означали любовь,ноготки - отчаяние, подснежник - надежду на свидание, колосья пшеницы - серьезность намерений и так далее. Вооружившись этим красноречивым аксессуаром можно было отправляться на встречу с возлюбленной.
Если девушка при встрече восхищалась цветами в бутоньерке или высказывала к ним интерес, значит чувства кавалера взаимны. Красотка тут же получала букет в подарок, и период ухаживаний можно было считать официально открытым. Если же девушка не проявлял к бутоньерке никакого интереса, то, тем самым, она давала кавалеру "от ворот поворот".
Кстати, роль бутоньерки на вручении ее в подарок не заканчивалась. Добропорядочная девица должна была показать ее родителям и услышать их вердикт относительно потенциального жениха. Если родители кандидата в мужья одобряли, то, при следующей встрече, девушка прикалывала бутоньерку к левой стороне своего платья, если нет - то к правой.
Впрочем, пользуясь языком цветов и жестов, а так же пособничеством сердобольных подруг и романтично настроенных тетушек, молодые люди могли скрывать свой роман довольно долго, но окончательную точку в отношениях всегда ставили родители. Просить руки невесты надлежало у ее отца (или другого мужчины, у которого она была на попечении) и согласие попечителей порой значило куда больше чем мнение самой невесты.
А вот у самих красавиц была возможность сделать предложение кавалеру и в обход родителей жениха. Правда совсем немногие викторианские девушки отваживались на такой поступок, да и возможность такая была у них только раз в четыре года - девушка без ущерба для своей репутации могла отважиться на такую вольность только 29 февраля. Зато уж счастливчик, получивший такое предложение, должен был либо порадовать отважную девушку согласием, либо откупиться дорогим подарком.
Конечно девицы из благородных сословий к этой женской привилегии прибегали редко, а вот среди красавиц попроще смельчаки встречались.