Сегодня мы затронем материалистическое направление древней индийской философии - чарваку-локаяту.
Это неортодоксальное учение, наряду с буддизмом и джайнизмом, однако чисто материалистической направленности, не признающее не только авторитет Вед и других религий, но и существование потустороннего вообще.
Слово "локаята" переводится как "мир", "земля", "жизнь", а во множественном числе - "люди", "народ". Мысль, направленная на этот мир. Точка зрения обычных людей. Это название учения говорит о его близости к пониманию мироздания обыденным сознанием (что вижу, в то и верю). Слово "чарвака" имеет множество совершенно разных объяснений, поэтому приводить их сейчас не будем. Они не объясняют суть названия и учения.
От древних чарваков не осталось никаких записанных сочинений, они погибли. Над чарваками посмеивались, более поздние авторы осмеивали их учение, изображали его карикатурно. Да и было за что.
Это учение не признает авторитета Вед: по мнению чарваков, никуда не годится ни ведическое мировоззрение, ни ведийские авторитеты и источники и сама ведийская религия. Они считали, что Веды страдают лживостью, противоречивостью и многословием, что эти писания - просто неумная болтовня обманщиков, а ведические обряды - способ зарабатывать. Здесь мы ни к чему придираться не будем, религия есть религия, ее всегда есть за что покритиковать.
Основатель учения чарваков, Брихаспати, которого цитируют более поздние авторы, говорил так:
"Мошенники, шуты, бродяги - вот кто составил три Веды".
Чарваки отрицали существование души после смерти:
"Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомые любовью к своим близким?"
Из этого наблюдения чарваки делали вывод о том, что все обряды поминовения усопших - лишь способ, установленный брахманами для своего прокормления.
Заметим между прочим, что этот вывод логичен для материалиста, которому не важна логика и объективность, а важен уже готовый, устраивающий его ответ.
Первоначалами всего сущего чарваки считали материальные, вещественные сущности. Они сводили все сущее к четырем началам: земля, вода, воздух и огонь. Четыре формы существования вещества, если под огнем понимать плазму. Это четыре великие сути - махабхуты. Из их сочетания и состоит все сущее в мире. Они активны и самодеятельны.
Отметьте последнее утверждение чарваков: четыре начала, по их мнению, активны и самодеятельны.
И главное:
Сила (свабхава) присуща им внутренне.
Чарваки не раскрывают, откуда явилась эта сила.
Далее чарваки раскрывают, как они понимают сознание.
Оно тоже производно от махабхут и является свойством высокоорганизованной материи.
Итак, чарваки считали, что
сознание - свойство материи, производное от специфического сочетания махабхут.
Современные ученые-материалисты признают, что чарваки даже не брались предполагать, что же это за сочетание.
В общем, сознание возникает из четырех великих начал, когда они, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело.
Чарваки признавали, что сами по себе воздух, огонь, вода и земля никаким сознанием не обладают. Однако свойства, первоначально отсутствовавшие в разделенных частях целого, могут появиться как нечто новое при ДОЛЖНОМ соединении этих частей.
Если бы чарваку сказали, что его одежда создалась сама собой, организовалась из разных частей в ДОЛЖНОМ их соединении, он бы поверил?
Как же чарваки объясняли возможность появление живого организма или сознания уже живого организма? С помощью такого примера: при смешении некоторых веществ возникает опьяняющая сила, которая отсутствовала ранее. Если жевать сразу бетель, известь и орех, то смесь приобретает ярко-красный цвет, который отсутствовал и у извести, и у ореха, и у бетеля.
Таким же образом, по их мнению, соответствующая комбинация земли, воды, воздуха и огня вызывает появление нового, наделенного сознанием живого тела. Как при смешении кинвы и других веществ возникает сила опьяняющая.
Вот такое сравнение предлагали чарваки для доказательства своей теории, что сначала в мире откуда-то явилась материя, синтез разных частей которой привел к появлению нового , наделенного сознанием живого тела.
Для чарваков существовал только реальный мир. Богов нет, нет духов и души, нет закона кармы, нет потустороннего мира. Чарваки их решительно опровергали. Но смогли ли опровергнуть?
Человеческие свойства - сознание, разум, память, органы чувств, по мнению чарваков, также возникают как результат определенных сочетаний основных элементов и исчезают полностью и навсегда после смерти человека. Ощущения тела - вот единственный источник познания.
Чарваки отрицали всякое сверхъестественное знание и авторитеты. Разум, по их мнению, не может быть самостоятельным источником знаний. Главное - чувства.
Сами чарваки тоже делились на более тонких, - тех, кто не считал единственным смыслом жизни наслаждения, и более грубых.
На основании своих представлений чарваки отвергли даже понятия добра и зла, привычные морально-нравственные категории, справедливость и добродетель, считая их плодом человеческой фантазии.