Направляясь в командировку на Дальний восток, почти десять лет назад, помимо всего, была у меня мечта увидеть "Варяга" - тихоокеанский крейсер проекта 1164, бывший "Червона Украина". Пробыл на ДВ я всего неделю, и корабль так и не увидел.
С переездом на берега Чёрного моря, глаза привыкли к характерному силуэту "Москвы" - флагмана ЧФ; но вот незадача: корабль попадался мне либо стоящим у стенки, либо в парадном ордере внутри бухты. Однако, в прошедшие выходные, наконец-то увидел корабль в море:
Хоть и далековато было от берега, да и освещение рассеянное, однако, снимок вышел разборчивым. Можно разглядеть наклонные пусковые установки комплекса П-1000, из-за них проект и получил прозвище, вынесенное в заголовок; при наличии воображения, их можно принять за зубы.
"Москва" - головной корабль; в строю с 1982 года, то есть, почти 39 лет. Заложен и вступил в строй он под иным названием - "Слава"; до него это имя носил черноморский же крейсер проекта 26бис (имя при постройке - "Вячеслав Молотов", представляю, как моряки обставляли переименование корабля), а ещё раньше это имя носил броненосец типа "Бородино", не успевший к Цусиме и взорванный на фарватере после Моонзундского сражения. Поменять имя пришлось в 1995-м году - тогда на флоте искали шефов для кораблей, и бывало, что в угоду им меняли имена; как пример - АПЛ проекта 945А, носившая имя "Зубатка", была переименована в "Нижний Новгород". Со "Славой" вышла похожая история - установление шефских связей с Москвой, да ещё и вывод из состава крейсера проекта 1123, после чего имя "Москва" стало свободным; вот и произошло переименование.
Несколько лет корабль стоял в Севастопольской бухте - после интенсивной эксплуатации в Средиземном и Чёрном море, у него начались проблемы с машинами. По этому поводу ходили разные разговоры, однако, в 2019 году, в Севастополе же, кораблю смогли вернуть ход.
Глядя сейчас на этот корабль, задумываешься о том, как летит время. В 70-х - 80-х годах, 16 тяжёлых ПКР и 11500 тонн водоизмещения были для крейсера хорошим показателем. Сейчас же, иные эсминцы имеют такое же, если не большее водоизмещение, а отечественные фрегаты проекта 22350, введённые в строй, могут иметь на борту столько же "Ониксов", при гораздо меньшем водоизмещении; строящиеся же корабли - и побольше. Впрочем, за сто лет до постройки "Славы", 11500 тонн было водоизмещением первоклассного эскадренного броненосца.