Найти тему

Как перевезти зерно в Китай, когда кругом ограничения

Оглавление

Высокая урожайность зерновых культур в прошлом году привела к росту отправок за рубеж. По данным Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, в 2020 году экспорт зерна увеличился на 25% относительно 2019 года, до 49 млн тонн. Китай вошел в пятерку основных покупателей российской продукции. Согласно информации Россельхознадзора, экспорт зерна в Китай с начала 2020 года превысил 1,88 млн тонн, что на 11% выше уровня прошлого года. Несмотря на выросший спрос доставить товар адресату отечественным предприятиям было непросто. В условиях пандемии коронавируса страна ввела ограничения по приему отечественных грузов, которые действуют до сих пор. Отправители начали искать оптимальные способы доставки, менять логистику. Мы оперативно отреагировали на изменения на рынке, и готовы поделиться несколькими способами транспортировки зерна с учетом существующих барьеров.

Грузим в биг-беги

Зерно по железной дороге обычно перевозят в специальных вагонах – хопперах-зерновозах. В качестве альтернативы, особенно в сезон повышенного спроса, также задействуют универсальные контейнеры и крытые вагоны. ПГК, например, традиционно везет зерновую продукцию в крытых вагонах на полигонах Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. В этом случае используют специальные вкладыши, на которые насыпают зерно, либо грузят в мешки и размещают их на поддонах. Второй способ пользуется большой популярностью у грузоотправителей. Мешки выгружают вручную в отличие от остальных вариантов, где используется механизированный способ.

В ноябре 2020 года Китай запретил принимать грузы в крытых вагонах с ручной разгрузкой. Тогда ПГК рекомендовала партнерам использовать биг-беги, их называют мягкими контейнерами. Это тара для перевозки сыпучих грузов, они значительно прочнее обычной упаковки и выгружать их из вагонов можно с помощью специальной техники. В первую очередь такое решение мы предложили партнерам на полигоне Дальневосточной железной дороги. В начале 2021 года начали грузить в биг-бегах и в пределах Забайкальской магистрали – в январе выполнили первые отправки пшеницы из Амурской области, в феврале – сои.

Хоппер-зерновозы
Хоппер-зерновозы

Доставляем полувагонами

В поисках оптимальных способов доставки в Китай, мы предложили клиентам использовать полувагоны. Этот вид подвижного состава универсален и наиболее востребован. Например, в феврале 2021 года количество общего парка полувагонов на сети железных дорог выросло на 3,8%, относительно аналогичного периода прошлого года, до 576,6 единиц. В ПГК на долю полувагонов приходится больше половины парка. Возможность доставлять продукцию в этом виде подвижного состава позволяет ритмично обеспечивать клиентов вагонами. Кроме того, разгружать полувагоны удобно с помощью специального оборудования.

В январе мы доставили около 2 тыс. тонн пшеницы в полувагонах из Амурской области в Приморский край для дальнейшей отправки за рубеж. В феврале состоялись первые перевозки сои в этом виде подвижного состава: доставили 4 тыс. тонн со станции Благовещенск Забайкальской железной дороги до станции Угольная Дальневосточной магистрали, далее груз следовал морским транспортом в Китай. В ближайшие три месяца клиент планирует перевезти еще 40 тыс. тонн сои таким способом.

Полувагоны
Полувагоны

Перевозим в большекубовых вагонах

Спрос на перевозку зерна на экспорт не снижается с начала года. Поэтому мы предоставили поставщикам возможность отправлять за раз больший объем в большекубовых крытых вагонах через погранпереходы. Для погрузки таких вагонов требуется меньше людей, что безусловно является плюсом во время пандемии. Получателю, в свою очередь, удобнее производить механизированную выгрузку подвижного состава такой вместимости.

С февраля ПГК начала отправлять зерно в биг-бегах в крытых вагонах большей кубатуры на Дальнем Востоке. В основном продукция следовала в Китай из Приморского и Хабаровского края через погранпереход Гродеково.

Крытые вагоны
Крытые вагоны

Заменяем автотранспорт

Ограничения на транспортировку российских грузов в Китай коснулись и автомобилей. Пропуск грузовиков на погранпереходах неоднократно приостанавливали или сокращали в 2020 году. На границах скапливались очереди из фур. Ситуация до сих пор остается сложной. Грузоотправители были вынуждены менять логистику, перенаправлять грузы в другие точки для отправки морем. В этих случаях затраты на перевозку автотранспортом увеличивались. Доставка товаров по железной дороге в таких условиях становилась выгоднее и комфортнее. Мы постарались помочь действующим клиентам, а также компаниям, которые раньше грузили свою продукцию в автомобили. Предложили отправлять зерно в биг-бегах в крытых или полувагонах. Для одного из партнеров в Амурской области такой вариант оказался в два раза дешевле транспортировки автомобилем.

-5

Клиентам, которые раньше не отправляли грузы по железной дороге и не знают, как устроен процесс, помогли разобраться в тонкостях и организовать отправку. Например, в феврале компания взяла на себя полное сопровождение перевозки сои от подачи заявки до доставки на конечную станцию.

Объемы погрузки зерна продолжают расти, несмотря на вводимые пошлины на экспорт и меры поддержки отправителей зерновых внутри страны. За январь-февраль на сети было погружено 5,2 млн тонн, что в 1,5 раза выше показателя аналогичного периода прошлого года. ПГК готова помогать поставщикам доставлять товар как за границу, так и в регионы России. Компания продолжит развивать сервисы и предлагать партнерам актуальные решения.