Найти тему
Человек-метро

Столкновения поездов метро. Часто ли происходят такие случаи в подземках и насколько это опасно?

Оглавление

[Спойлер - никто не погибнет]. О каких только фобиях мне не доводилось слышать! И транспортная сфера не исключение: кто-то боится летать на самолетах, кто-то не доверяет океанским лайнерам. Один мой друг однажды познакомил со своей девушкой, которая боялась ездить... в метро. Да, такое, оказывается, бывает. На мои аккуратные наводящие вопросы она отвечала, что её пугает страх большой глубины, определенным образом связанным со стесненными условиями (но при этом в маленьком лифте она могла спокойно ездить) и, что было удивительным для меня, боязнь аварии на эскалаторе или столкновение поездов.

Первый случай мы с вами попробуем как-нибудь детально еще обсудить в следующих материалах, а сегодня поговорим про поезда. Могут ли они столкнуться?

Привет, затвор!

Встречается немало убеждений в том, что при #СССР в целом количество каких-либо техногенных аварий было меньше, дескать, работали на совесть и техника была надежней. Я не рискну опровергать это, но отмечу, что в транспортной отрасли, а конкретно в метро, чего только не происходило. Как мелких недоразумений, так и серьезных аварий.

Что касается движения поездов, то начать хотелось бы с Ленинграда и его первой очереди. Казалось бы, да, еще буквально "вчера" был жив товарищ Сталин и во всей стране, пережившей ужасы Великой Отечественной войны, дисциплина и ответственность стояли на особом высоком месте. Однако, и здесь находилось место для возникновения аварийных ситуаций.

Едва ли прошел год с запуска первых поездов по трассе первого участка метро от Автово до Площади Восстания, как в конце ноября 1956 года произошел необычный случай.

Затвор в перегонном тоннеле метро. Снимок автора
Затвор в перегонном тоннеле метро. Снимок автора

При ночной наладке герметичной металлоконструкции у станции Автово (это такая массивная стальная дверь, призванная закупоривать тоннель на случай различных чрезвычайных ситуаций - на фото выше) бригада электромонтеров проявила халатность, вследствие которой устройство осталось не отключенным от электропитания и утром, уже во время движения поездов, затвор начал закрываться, отсекая тоннель. В этот момент проходил поезд, по которому металлоконструкция ударила, оторвав токоприемник у последней тележки хвостового вагона и поцарапав наружную обшивку.

Машинисты удар не почувствовали, но заметили повреждение достаточно быстро - дело происходило на обороте состава, а "Автово" как раз в 1956 году была конечной станцией. Несмотря на обнаруженное, они продолжили движение дальше и подали состав под пассажиров, за что были потом наказаны. К слову, при разборе случая "досталось по шапке" всем причастным, но никого не расстреляли даже не уволили. Отделались выговорами, да переводом на другие должности. Фотографий, к сожалению, нет, но документами служебного расследования подтверждено.

Купчинская лобовуха

Второй случай столкновения поезда, пожалуй, самый серьезный в Ленинграде за всю историю метро, произошел в 1984 году на перегоне между станциями "Звёздная" и "Купчино".

В то время на линии действовал уникальный комплекс автоматизированного оборудования (и это без этих наших компьютеров современных!), который облегчал труд машинистов и позволял в автоматическом режиме оборачивать поезда на конечных станциях без привлечения маневровых машинистов (это те, кто целую смену находится на конечных станциях и оборачивает поезда).

Машинист поезда, следовавшего к конечной станции "Купчино" был явно не в себе. Состав прибыл на конечную станцию, пассажиры покинули салон, а наш герой пошел по служебному мостику вдоль поезда, как это обычно и делается, чтобы подойти к своей хвостовой кабине за то время, пока его поезд разворачивается и перегоняется на путь противоположного направления. Время было непиковое и его состав по-прежнему стоял на том пути, на который он прибыл, в ожидании работы автооборота. В определенный машиниста "перекрыло" и он подумал, что стоящий состав (его состав) уже обернули. Он сел в кабину и направился в сторону встречного поезда - ехать до него долго не пришлось, в метро же интервалы относительно короткие, поезда буквально "дышат друг другу в спину".

Нет необходимости даже описывать те чувства, которые начал испытывать машинист сзади стоящего поезда, когда внезапно в тьме тоннеля увидел приближающиеся огни встречного поезда. Он успел по громкой связи обратиться к пассажиром с просьбой срочно лечь на пол и сам покинул кабину.

Дальше произошло лобовое столкновение...По счастливой случайности пассажиров в "неправильном" поезде не было, кроме горе-машиниста никто не пострадал. Да и сам виновник инцидента, к слову, остался жив, но извлечение его из поезда заняло более 4 часов - его крепко вдавило в аппаратный отсек. Сам головной вагон сошел с рельсов и утащить его в депо долгое время не было возможности.

Возможно тот самый поврежденный вагон метро после столкновения. Из коллекции автора
Возможно тот самый поврежденный вагон метро после столкновения. Из коллекции автора

Фотографий мятых вагонов в тот роковой день никто, разумеется, не делал, но один снимок из коллекции намекает, что это вполне может быть та история. Сам рассказ о событии передан из уст непосредственного участника ликвидации последствий - пользуясь случаем, хочу передать привет и поблагодарить Александра Станиславовича Рымшу за ценную информацию, а также читателей канала, которые помогли установить более детальную картину произошедшего.

День жестянщика по-московски

Не стоит думать, что только одни ленинградцы любили разбивать своё движимое имущество. В 1994 году отличились в Москве, собрав поистине настоящее тройное комбо - три случая столкновения на одной линии еще и за одни сутки! Фантастика, в такое даже трудно поверить, но история реальная.

Первая авария произошла в среду 30 марта в 18:48 на перегоне между станциями "Нагорная" - "Нахимовский проспект". Состав, двигавшийся из центра, догнал и врезался в впереди идущий поезд, который притормаживал перед прибытием на станцию. В этом месте путь описывает кривую, поэтому машинист не мог видеть впереди идущий состав и не сумел предотвратить столкновение. От мощного удара кабину машиниста буквально вмяло в последний вагон.

К огромной радости обошлось без жертв - медицинская помощь потребовалась только шести пассажирам, которые находились в хвосте поезда. Остальных пассажиров пришлось выводить из тоннеля пешком. При этом были отдельные граждане, которые боялись покидать состав - спасателям пришлось их выносить на руках (боялись электрического тока скорее всего - хотя его отключают оперативно в таких случаях).

В общем итоге из двух столкнувшихся составов было выведено около 2500 человек. Практически весь южный участок Серпуховско-Тимирязевской линии был закрыт на вход для пассажиров.

Результат столкновения аварии 1994 года в Москве
Результат столкновения аварии 1994 года в Москве

На этом история не закончилась. Столкновение вызвало настоящий паралич движения по всей серой линии московского метро из-за чего поездным диспетчерам пришлось принимать нестандартные решения по организации движения.

Во время сложных маневров с начала открытия метро произошло следующее столкновение - три вагона сошли с рельсов и их пришлось разрезать потом газовыми резаками, чтобы поэлементно извлечь из тоннеля. Без жертв.

Результат столкновения аварии 1994 года в Москве
Результат столкновения аварии 1994 года в Москве

Тот роковой день в московском метро, я думаю, помнили долго. Не прошло и четырех часов, как на этой же Серпуховско-Тимирязевской линии произошло третье столкновение.

На этот раз это случилось на станции "Петровско-Разумовская". Очередной состав прибыл на станцию, но даже не успел открыть двери, как в него влетел сзади второй поезд, идущий следом. Без схода с рельсов не обошлось и здесь. По счастливой случайности гибели людей не было.

Не бит, не крашен...
Не бит, не крашен...

А теперь пару слов о причинах. Ну как же так могло произойти?

Все дело в том, что в те годы на Серпуховско-Тимирязевской линии московского метрополитена основным средством, которое обеспечивало безопасность движения поездов являлась известная в профессиональном кругу система - автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (система АЛС-АРС).

При этом, важно отметить, что в отличие от других линий и даже других метрополитенов России и СНГ, на серой ветке линии не было дублирующих комплексов, которые могли бы подстраховать на случай выхода из строя основной системы. Светофоры же в тоннеле были, но в штатном порядке они стояли в выключенном состоянии.

Таким образом, получается, что машинисты управляли поездами с помощью приборов, получающих сигналы АЛС-АРС по рельсовым цепям. Расследование установило факт наличия технических неполадок, связанных с возникновением несогласованности с передачей частот в рельсы. Как итог - поездная аппаратура стала снимала разрешающие частоты соседних блок-участков, например, находящихся перед впереди идущим составом. Простыми словами - автоматика видела свободный путь там, где он был на самом деле занят другим поездом, а машинисты не всегда имели возможность видеть реальную обстановку из-за крутых поворотов и горок - в метро таких загогулин огромное количество. Была также информация и об отключенных систем безопасности самими машинистами, чего делать строго запрещено.

Выводы были сделаны верные, за 27 прошедших лет ничего подобного больше не происходило...в Москве по-крайней мере.

Метро с восточным привкусом

А вот наши коллеги из Ташкента недавно дали "жару"! 18 марта 2021 года на участке между станциями "Алмазар" и "Бекат-1" произошло столкновение двух поездов метро.

Не могу не отметить, к слову, оригинальный подход к наименованию новых станций в столице Узбекистана. "Бекат" по-узбекски - это станция и есть. Таким образом, не мудрствуя лукаво, шести последним новым станциям были присвоены названия "Бекат-1", "Бекат-2" и так далее. Тоже самое было и на новой, условно кольцевой линии метро
Последствия столкновения в Ташкентском метро
Последствия столкновения в Ташкентском метро

При выезде со станции «Алмазар» машинист обнаружил на путях посторонний предмет и совершил остановку состава. Машинист следующего поезда допустил столкновение.

К счастью, удалось ограничиться рихтовкой внешности головных вагонов. Не возникло пожара и никто не пострадал.

Второй виновник торжества в Ташкенте
Второй виновник торжества в Ташкенте

Я, кстати, очень удивился крепости второго вагона - участника подземного ДТП. Ранее, при виде этих пластиковых ташкентских чудиков с фарами от ГАЗели, казалось, что они совсем картонные, но нет. Краш-тест пройден успешно.

Мелкие шалости

А так, конечно, столкновения то и дело происходили в метрополитенах России, но в подавляющем большинстве случаев эти события были связаны с наездами на ворота или стены в депо.

Ну вот, например, так отличились однажды в Москве:

Паровозик, который смог...
Паровозик, который смог...

Причиной такого экстравагантного "выхода в свет" стало банальное недосыпание машиниста. Бедолага задремал при заезде в депо, а проснулся уже на другом конце деповского двора, проделав новый, незапротоколированный проем в стене.

И в Петербурге такие истории случались. Помню случай 2007 года, когда в депо "Выборгское", которое на Парнасе, в ворота "прилетел" сцеп электровоза с парой вагонов. Учитывая "чугунность" старинных вагонов типа Д, на базе которых собирали деповские электровозы, ворота под замену, вагонам - ничего.

Чего уж говорить, доходило вообще до такого, что вагоны умудрялись бить еще до их выхода из ворот завода - на заводе имени Егорова такие истории пару раз происходили. В частности во время моей работы там доводилось слышать от старожилов историю о вагоне №10214, который якобы ударили об ворота цеха, вследствие чего оперативно пришлось менять схему размещения фар.

На самом деле каких только случаев в подземке не было. В этом материале я сознательно не ставил задачу рассказать о всех, но если вы знаете о каких-то малоизвестных похожих историй - буду очень признателен, если вы поделитесь информацией в комментариях.

Да, также я не стал рассказывать об аварии 2014 года на станции Парк Победы из соображений этики и уважения пострадавших.

Петербургский маятник

А представьте сколько могло быть случаев, о которых мы просто в массе не знаем, когда удалось избежать столкновений? Метрополитены стараются о таких вещах деликатно молчать.

Одной из наиболее ярких историй последних десяти лет является случай "маятника" в Петербурге - неконтролируемого движения состава с пассажирами между станциями "Пионерская" и "Черная речка" в 2012 году.

Тогда, 10 февраля в прекрасный пятничный вечер, когда десятки тысяч петербуржцев возвращались домой с работы, произошел сбой движения поездов на одной из самых загруженных линий метрополитена.

Из-за поломки поезда, как тогда аккуратно сообщили метрополитеновцы в СМИ, пришлось закрыть на вход все станции Московско-Петроградской на линии на срок от 15 до 46 минут.

Спустя два месяца выяснилось, что история не так проста, как кажется. Поезд не просто сломался - он остался без тормозов. Трагедии не произошло только по счастливой случайности.

Что же случилось в тот день? На станции "
Петроградская" машинист поезда обнаружил неисправность, которая не позволяла составу отправиться дальше. После неудачных попыток реанимировать состав на помощь к машинисту оперативно подоспел машинист-инструктор - это коллега-наставник, имеющий, как правило, больший опыт и практику. Так вот этот компетентный специалист придумал гениальное решение - отключить во всех вагонах воздухораспределители, что, собственно говоря, уже граничило с сумасшествием.

Примечательно, что в соответствии со строгими инструкциями, при отключении хотя бы одного такого устройства пассажиры обязаны в обязательно порядке быть выпровождены на платформу, а состав если и может продолжить движения, то только пустым. Здесь же все шесть распределителей были отключены и пассажиры остались на борту.

Дальше - больше. Машинисты перешли на резервную схему управления (фатальная ошибка) и счастливые отправились в манящую тоннельную даль...

В скором времени машинисты обнаружили приятный сюрприз, вызвавший поток холодного пота - у состава не работали электрические и пневматические тормоза и с нарастающей скоростью он несся с горки к следующей станции.

У вагонов, впрочем, оставался стояночный тормоз – как в автомобиле «ручник» – но им, к сожалению, остановить движущийся на огромной скорости состав было невозможно. Пассажиры подвох заметили не сразу, а только тогда, когда состав промчал мимо следующей станции "Черная речка" без остановки.

На следующем перегоне между «Черной речкой» и «Пионерской» состав набрал достаточно большую скорость и спасением для него стал огромный перепад высот из-за прохода под погребенным руслом Невы (тот же самый "Размыв"). Эта горка погасила скорость поезда, однако по всем законам физики состав без тормозов не мог закрепиться на подъеме и ожидаемо покатился в обратную сторону. После троекратного скатывания состав наконец-то остановился в самой низкой точке перегона. Машинисты здесь пробовали применять тот самый "ручник" из-за чего в воздухе долгое время витал неприятный запах гари из-за повышенного трения колодок.

Для наглядности специально для вас я подготовил простенькую анимацию того, что произошло:

Как кит вагон спас

Ну и закончить рассказ хотелось бы на относительно забавном случае, который произошел в Нидерландах в конце 2020-го года. Прибыв на конечную надземную станцию De Akkers и высадив пассажиров, состав поехал в тупик - тот тоже находился на эстакаде.

В какой-то момент машинист не смог применить тормоза и состав полетел вниз, где мог бы натворить немало плохого, однако был спасен...китом. Вернее, его хвостом.

Что хочется сказать в итоге? Даже в таких, казалось бы, критических ситуациях метро остается максимально безопасным видом транспорта. Столкновения редки, основные случаи я привел, а если они и случаются, то остаются практически без жертв.

Безопасных вам поездок, друзья! Всё будет хорошо и это точно.

Спасибо за ваше внимание!

Если вы впервые на канале и материал вам понравился, то можно поддержать автора подпиской.