Автор: nekojiru.
Зевсовым цветком (Dios anthos) назвал гвоздику Теофраст, древнегреческий батюшка ботаники. Теперь весь род гвоздичных носит гордое латинское название Dianthus.
Этот цветок фигурирует в римском мифе о богине охоты Диане, которая ослепила пастуха, а затем из его глаз вырастила гвоздику. Есть несколько версий, почему она была столь жестока. Самая распространенная: своей игрой на дудке (флейте/рожке) он помешал богине охотиться. Есть еще вариант: Диана хоть и была богиней-девственницей, но все же была чрезвычайно влюбчива, а данный пастух ее отверг.
С юга Европы гвоздика и мода на гвоздики добирается до Франции, в XIV веке ее уже начали использовать как садовое растение. Гвоздика появляется на полотнах живописцев.
На картине Андреа Мантеньи младенец Иисус сжимает в кулачке две гвоздики. Красные как кровь цветы символизируют будущие мучения Христа. Тут роль играет не только цвет растения, но и форма, напоминающая гвоздь, которым к кресту будет прибит Спаситель.
Так же гвоздика становится символом обручения, обещанием верности в браке. Именно такое значение присуще ей в портретной живописи.
На картинах Бенвенуто Тизи, известному по прозвищу Гарофало, гвоздика имеет двойное значение, а то и тройное значение.
Картина "Брак в Кане Галилейской" иллюстрирует первое чудо Христа.
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
К корсажу невесты, которую мы видим во главе стола, приколота гвоздика. Это и символ супружеской верности (свадьба все-таки), и христианский символ (ведь иллюстрация к Новому Завету), но так же это своеобразная подпись самого художника, ведь его прозвище - Гарофало созвучно итальянскому garofano, что означает "гвоздика".
В сцене Благовещения художник на переднем плане размещает вазу с гвоздиками, тут даже белые лилии - символ девы Марии - остаются малозаметными зрителю.
В 1912 году 22-летний Отто Дикс, увлеченно изучающий живопись старых мастеров, пишет свой автопортрет, который отправляет невесте. Он изображает себя с гвоздикой в руках, предавая цветку тоже значение, что и много веков назад.
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также:
Рождественские сюжеты в живописи