«Тайны эхосферы» (в девичестве Ur Varselklotet, в первом браке Tales from the Loop) — вселенная, которая мало кого оставит равнодушным. Ей посвящено множество текстов, песен и молитв. Она получила все имеющие хоть какое-то значение награды, и по её мотивам сняли сериал — редкий успех для НРИ, рождённой в этом тысячелетии и придуманной по эту сторону Ла-Манша.
Сегодня Библиотекарь в серии текстов «Игры для новичков» с гордостью публикует статью об этой удивительной игре, принадлежащую перу одного из своих помощников — знаменитого на весь русскоязычный ролевой мир кашевара Артемия Волопянского. Из неё вы узнаете:
- Как принести в игру качели из вашего двора
- Сколько нужно шестёрок, чтобы пройти через туманный лес
- Как помочь начинающему ведущему
- Чем карта загадок отличается от готового приключения
- Можно ли играть не по правилам, если в интернете будут ругаться
А вы уже играли в «Тайны эхосферы»? Что кажется вам самым привлекательным (и самым отталкивающим) в этой игрой?
Эта статья не обзор в полном смысле этого слова — она лишь призвана ответить на вопрос «Почему вам стоит начать с “Тайн эхосферы” ?» и ещё немного на вопрос «Почему вам стоит попробовать “Тайны Эхосферы” ?». Большой и развёрнутый обзор вы можете прочитать в блоге «Запертая комната» .
В качестве введения
Шведы из Fria Ligan предлагают нам поиграть за детей 10–15 лет, взрослеющих в «80-е, которых никогда не было». Персонажи игры слушают «винтажную» рок-музыку, носят старомодную одежду и смотрят фильмы того времени: Шварценеггер для них — это беспощадная машина убийств и Конан-Варвар, а не идеальный отец-робот с пулемётом. Но вся эта ностальгия приправлена доброй порцией мягкой научной фантастики: магнетринный эффект поднимает в воздух футуристичные суда, японцы из корпорации Iwasaka собирают первых ходящих роботов, а рядом с родным городом героев построили Виток — ускоритель частиц в три с небольшим раза больше Большого адронного коллайдера.
Я поиграл, потом прочитал и сейчас готовлюсь водить «Тайны эхосферы». Мне кажется, что игра идеальна для новичков в хобби, и в этой статье я постараюсь объяснить почему.
Игровой мир — понятный, но чужой
Поскольку действие игры разворачивается в (почти) реальном мире, вы уже неплохо с ним знакомы, даже если ещё не открывали книгу. Весь ваш жизненный опыт — опыт в мире игры . Искать вдохновение или детали можно не только на страницах «Тайн эхосферы», но где угодно: от парка за окном до «Википедии». При этом вам не нужно бежать за учебником истории: мир игры уже пошёл своим путём, отличным от нашего. Вводите в сюжет всё то, что посчитаете нужным
Вообще всё что угодно! Действие игры разворачивается в самом сердце передовой науки — рядом с Витком, где учёные ставят фантастические эксперименты и получают неожиданные результаты. Впрочем, сюжет игры чуть чаще будет связан с опальными учёными и побочными эффектами таких опытов. В книге нашлось место динозаврам, массовому гипнозу и гостям из иных измерений — этот мир выдержит любую вашу фантазию, поверьте!
Отличная идея — перенести действие игры в свой собственный родной город. Это вполне реально сделать даже начинающему ведущему, особенно с учётом того, что в дополнении «Наши механические друзья и другие загадки» есть специальные правила для создания собственного Витка. Они вполне толковые и занимают всего 5 страниц вместе с иллюстрациями (и картой британского ускорителя).
Правила
Механически игра очень простая: чтобы узнать, получилось ли у персонажей задуманное, мы кидаем несколько кубиков, надеясь получить на них хотя бы одну шестёрку. Больше — лучше, ведь дополнительные успехи улучшают результат, а в описании каждого навыка сказано, как именно.
Ведущий кубики не бросает: он сообщает, когда персонажу нужно пройти проверку, и объявляет уровень её сложности. Любые персонажи ведущего и объекты игрового мира (вплоть до погоды) могут обладать особенностями, которые сделают задачу, поставленную перед героями игры, сложнее обычной, и, чтобы преодолеть препятствие, им может потребоваться не одна шестёрка.
Особенности позволяют героям творчески подходить к решению задач. Так, пройти через лес с особенностью «Густой туман 2» и не заблудиться будет непросто. Но может быть, персонажам посчастливится найти первые приёмники GPS или игроки воспользуются знакомством с местным лесником? Да, придётся задействовать другие навыки, но и особенность леса вам не помешает.
Кроме значений характеристик и навыков, на листе персонажа есть несколько коротких фраз, описывающих его отношения со сверстниками и взрослыми, проблемы, гордость и другие личные качества. Все они вам обязательно пригодятся: одни помогут получить особые преимущества, вторые лягут в основу приключений, а третьи пригодятся в личных сценах.
Ведущему
Быть ведущим настольной ролевой игры однозначно сложнее, чем обычным игроком. Но соответствующая часть книги в «Тайнах» написана из расчёта, что вы никогда не пробовали эту роль.
Игра предлагает два варианта построения историй: приключения с единой сюжетной веткой и карту загадок, по мере исследования которой герои столкнутся с множеством постепенно развивающихся проблем. Кроме советов и рекомендаций, нам на руки дадут серию из четырёх последовательных приключений и одну карту загадок — их можно комбинировать как вздумается: продолжить одну за одной, использовать всё это по отдельности или совместить во что-то новое.
Меня очень порадовало, что отношения персонажей игроков с людьми вокруг находят отражение в карте загадок. Будете писать свою — не забудьте поработать со списками готовых связей у архетипов.
Авторы игры дают много лаконичных и важных советов: как поддерживать атмосферу, как помогать героям, как создавать личные сцены. Очень здорово, что игра не требует от читателя особых знаний и учит всему необходимому.
Приятно, что большинство этих советов вполне применимы в других играх. Понятно, что в рамках героического фэнтези или космического ужаса многое придётся переработать, но база у вас будет весьма неплохая.
Вывод
«Тайны эхосферы» — простая игра с большим простором для творчества, внятными правилами и советами и горой готового контента. Разобраться в ней будет легко, вы унесёте в свои будущие игры много хорошего. Начните с кампании «Чудеса безумной науки», перейдите на карту загадок, когда вам подскажет сердце, и отправляйтесь в свободное плавание!
Удачи!
Бонус! Советы и предостережения
Не играйте с детьми
Может показаться, что раз игра про детей, то она и для детей. Но в данном случае это не так. Я не берусь утверждать, что абсолютно всем детям «Тайны эхосферы» не понравятся, но считать их детской игрой по умолчанию не стоит, потому что не всякому ребёнку будет интересно играть в детский повседневный быт, которому в игре уделяется немало места.
Импровизируйте
Авторы приключений никогда не угадают всех деталей того, как будет складываться именно ваша игра. Не бойтесь отходить от написанного и изменять всё что угодно под ваших персонажей, ситуацию и вкусы — история от этого только выиграет. Лучшая импровизация — подготовленная импровизация. Прочитав книгу до конца, вы избавите себя от многих неприятных сюрпризов.
Ломайте и чините
Ролевые игры отличаются от обычных настолок, в частности, тем, насколько широко можно трактовать те или иные правила. Если в какой-то момент те или иные механики явно вредят вашей истории, значит, их стоит отбросить. Если вы не можете понять, как точно интерпретировать правило, интерпретируйте его интересно, а не листайте подолгу книгу в поисках ответа.
Ломайте и чините игру так, как удобнее вам с вашей игровой группой. Это нормально. Кто-то в интернете, конечно, будет недоволен, но это не должно волновать вас на игре.
Изучайте и пробуйте новое
Смотрите, о чём пишут авторы в сети, читайте новые игры и пробуйте странное. Рано или поздно «Тайны эхосферы» вам наскучат — это нормально. Так что лучше заранее подпишитесь на Рыжего Библиотекаря и одно , два , три , четыре , пять или даже шесть издательств. Да, это реклама. Нет, мне не стыдно.
*****
Автор статьи — Артемий Волопянеский, шеф-повар RPG-Кашевара
Если и вам есть что сказать о настольных ролевых играх, присылайте Библиотекарю свою статью и, если она хороша, заработайте на этом !
Хотите быть в курсе всех новостей о настольных ролевых играх и не пропускать интересные новинки?
Подписывайтесь на Рыжего Библиотекаря в ВК , «Телеграме» или «Дзене» !