Найти в Дзене
Материк книг

"Муму" и подобные книги - стоит ли это изучать в школе?

Здравствуйте, читатели.

В школе на уроках литературы дети читают и анализируют зачастую сложные произведения, не всегда доступные для понимания в таком возрасте.

книги. фото из открытых источников
книги. фото из открытых источников

Я сама в подобных спорах "а стоит ли" всегда выступаю на стороне "стоит"! Потому что мозги развивать надо. Поэтому, считаю, что "Войну и мир" надо оставить и анализировать дальше)

Но когда речь заходит о книгах, где слишком много неоправданной жестокости, я категорически против. Сторонники такой литературы в школе кричат, мол, "снимите розовые очки", "надо к жизни готовиться". Но разве вы хотите, чтобы с вашими детьми случалось подобное? Разве можно подготовиться к чему-то ужасному? Так зачем нервы трепать?

Кстати, Дзен вот, заботится о взрослых читателях, здесь запрещен контент, который может "расстроить пользователя". Но детей расстраивать можно - всегда пожалуйста. Мало того, это будут мусолить, "изучать" и писать сочинение.

Развивать способность к сопереживанию, эмпатию, как говорят психологи? Не уверена, что это так делается.

А теперь, собственно, о каких произведениях я говорю. Первое, что приходит на ум, Тургенев с его "Муму" - на редкость неуместное для изучения в 5 классе произведение, ставшее уже "притчей во языцех". Кому это надо? Бессмысленное, жестокое, гадкое. Чему оно учит? Что показывает? К чему готовит?? Оно, кстати, настолько нетипично для Тургенева, что я все время удивляюсь, что это он написал.

Тургенев. Муму. Фото из открытых источников
Тургенев. Муму. Фото из открытых источников

Примерно тогда же мы читали Чехова "Спать хочется". Сейчас поискала, вроде этот фильм ужасов убрали из школьной программы. К лучшему. Но оставили "Палату №6". Нечего расслабляться. "Спать хочется" надо читать не 10-летним детям. А родителям, которые считают, что старшие дети - помощники в семье и на них можно взваливать все, что угодно. Сейчас от этой схемы отходят, а раньше она была очень даже развита. Как мне многие доказывали в теме, где я усомнилась в самостоятельности детей, что все они могут, и примеры приводили подвигов 3-х и 5-летних детей. Вот они пусть и читают Чехова. Только все равно им как об стенку горох. Ничего не докажешь. А детям это ну вот вообще ни к чему.

Чехов "Спать хочется". Фото из открытых источников
Чехов "Спать хочется". Фото из открытых источников

Замыкает тройку лидеров моего антирейтинга "Детство" Горького. Беспросветный ужас жизни, поданный как "норма" того времени. Только не норма это была. Ну понятно, раньше это было в школьной программе, когда надо было показать как плохо люди жили при царе. Сейчас зачем читать такое?

Горький "Детство" Фото из открытых источников
Горький "Детство" Фото из открытых источников

А что думают сами учащиеся? Российское движение школьников провело опрос среди 2000 ребят и составили такой антирейтинг, что они сами хотели бы убрать из школьной программы (в скобках оценка самих детей):

  1. "Война и мир"
  2. "Тарас Бульба". Кстати, за чрезмерную жестокость.
  3. "Муму" (рассказ заставил плакать и повлиял негативно).
  4. "Обломов" (скучно).
  5. "Преступление и наказание" (мрачно).

С "Преступлением и наказанием" соглашусь - не место ему в школе. Почему не взять что-то другое из Достоевского? Ну вот почему именно это?

"Тараса Бульбу" вообще помню настолько в общих чертах, нисколько оно меня не заинтересовало. Тоже вопрос, нужно ли оно в школах. Критики отмечают, что с исторической точки зрения оно спорно, как художественное произведение у Гоголя есть вещи гораздо лучше и интереснее.

А вот "Обломова" почитать стоит ради типажей того времени.

Что думаете? Смущает ли вас жестокость в произведениях школьной программы или это нормально?