Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

Анис Галицкий. 97 лет жизни. Часть четвертая

Стиль и орфография сохранены.

Биографический очерк или этапы моей жизни,

и события в жизни своих родных.

Написал по просьбе моих внучек Лены и Милы.

Послевоенная армейская служба 1945-1960 годы.

С 9 июля 1946 года меня перевели начальником автомастерской пятой школы Артиллерийской инструментальной разведки 1 артиллерийского корпуса прорыва. Начальником школы был майор Гончаренко. Я уже 2 года как был в звании воентехник и носил погоны с двумя звездочками.

Школа стояла в посёлке Шкотово, я сюда приехал с Клавой и Светой, которой уже было полтора годика. Мы жили на частной квартире. Даже участок под огород нам выделили. Как-то написал запрос в центральный архив СССР о своих родных, он находился в то время в городе Бугуруслан. Мне ответили что отец, мать, сестры и брат Яша эвакуированы в Башкирию, в Аскинский район, потом переехали в город Белебей. Разыскал их и начал переписку, 7 лет не виделись, и не знал –  живы ли были они или нет. Потом начал ходатайствовать о своем переводе с востока поближе к родным, значит в Южно Уральский военный округ, штаб его находился в городе Оренбурге, я просился в воинскую часть, находившуюся в городе Уфе. Брат мой Яша поступил учиться в Челябинское авиационное училище, готовящее штурманов. В 1946 году в очередной отпуск ездил в Башкирию к родителям в город Белебей, по пути заезжал в Челябинск в училище проведал Яшу. Сестра Рая жила с родителями, сестра Мария была в Уфе, училась в сельхозинституте на факультете агрономия. В связи с предстоящим переводом договорился с родителями, что в следующий отпуск 1947 года приеду с семьёй. Ведь в сентябре 1946 года родилась Валя, теперь нас было четверо. Итак в 1947 году я привёз к родителям в город Белебей всех моих, а потом поехал в Москву в штаб Наркомата (Министерство Обороны) с ходатайством командования о моём переводе. Короче перевода я не добился и уже один поехал на восток служить в ожидании перевода. Только в 1948 году меня, наконец, перевели служить в Уфу, в двадцать седьмую Витебскую Краснознамённую бригаду, в 211 отдельный Клайпедский батальон (командир полковник Филевский) который дислоцировался во втором военном городке по улице Карла Маркса 63. Семью я тоже перевёз в Уфу и жил на частной квартире по улице Тендерной. Я уже был в звании старший техник лейтенант (три звездочки на погонах). Должность моя была помощник начальника техслужбы. Муся, моя сестра уже была замужем за капитаном Киселевыми, он был военкомом в Кандрах, к себе они забрали родителей. Другая моя сестра Рая тоже была замужем за старшим лейтенантом Сущевым.

5 декабря 1948 года умер мой отец Галицкий Моисей Львович в возрасте 61 года. Он давно болел туберкулезом, еще вернувшись с войны не излечил, а потом с переживаниями, расстрелами его родителей и сестер немцами, условиями жизни во время войны, сильным курением, болезнь опять открылась в 1945 году.

-2

Летом наша часть выезжала в Тоцкие лагеря (Оренбургская область), Также Уфимские части выезжали в Алкинские лагеря (станция Алкино) сюда я брал свою семью, жили в офицерских домиках. В 1953 году я ездил в командировку во главе автоколонны в город Гурьев (Казахстан). От города в сторону Каспийского моря располагались летние пастбища для скота. Погодные условия в тот год то мороз, то оттепель, и гололед плёнкой покрыл траву и начался падеж скота. Начались большие снежные заносы, перекрыли дороги. Моя автоколонна, в основном состоявшая из автомобилей марки Студебекер высокой проходимости, входила в группу, который командовал зам Командующего Южно-Уральским военным округом. В то время я был уже в звании капитана. Наша задача была возить корм для скота, а обратно тушки мяса в основном баранины и частично говяжьи. До того тушки были синие, что солдаты пренебрегали их кушать даже при попадании колонны в сильные заносы. Однажды, попав в сильный занос, нам сухой паёк доставляли самолётом. В одной из машин у меня были бочки с бензином для дозаправки автомобилей. В обратный путь, когда бочки были пустые, видимо остатки бензина пролились на пол кузова, бензин начал капать на глушитель и машина загорелась. Начали выбрасывать бочки, короче обгорела правая сторона угла автомашины, обгорела кабина, даже рулевое колесо расплавилось. Зам.командующего округом сказал мне: «Не восстановишь, пойдёшь под суд!» Выручили меня мои ребята. Здесь в городе Гурьевске у нефтяников в автопарке были тоже автомобили марки Студебекер. Мои ребята ночью залезли, сняли всё, что требовалось для восстановления машины. Доски для восстановления кузова достали в другом месте. Через 2 дня машина была восстановлена. Зам.командующего только похвалил за находчивость. В 1955 году меня послали на курсы повышения в город Ленинград, но я отказался, в виду того что жена была беременная. За это мне начальник кадров Дивизии подполковник Захарченко сказал, что звания майора теперь долго не получить. Зато я был спокоен, ведь в этом году у меня родился сын Юра. Чтобы получить звание майора меня в декабре 1955 года, здесь же в дивизии, перевели в город Бирск, где находилась автошкола дивизии, на должность зам.начальника автошколы по учебно-строевой части. Семья осталась в Уфе, где к тому времени мы уже жили в двухкомнатной квартире деревянного двухэтажного дома. В 1956 году меня послали зам.начальником автоколонны на уборку хлеба в целинный зерносовхоз Зилаирский. Начальником автоколонны был подполковник Поляков с которым я ранее служил. Совхоз был большой: 37000 гектаров посевная площадь, 5 отделений, животноводческие фермы, свой маслозавод. Зерно возили на элеватор в город Сибай, это всё в Баймакском районе Башкирии, и часть зерна возили на элеватор Оренбургской области на расстоянии 48 км. Почти полгода длилась командировка. Потом я забрал семью к себе в Бирск, так как остался исполнять обязанности начальника автошколы. В августе 1957 года мне присвоили звание майора, зампотех дивизии обещал меня забрать в город Уфу на должность начальника автомастерской дивизии. Вот в 1958 году я увез семью на нашу квартиру в Уфе. В начале 1959 года я уже на обещанной должности.

В мае месяце 1959 года случилось большое несчастье  –  погиб брат Яша. Группа военных самолетов ТУ-4, которые перегоняли с Челябинского штурманского училища в Москву. Их экипаж замыкал эту группу. Над Бакалами их самолёт с высоты 3700 м стал падать и разваливаться в воздухе. Весь экипаж, классные специалисты, их было пять человек, –  погибли. Яша был отличный парень умный, сильный  –   двухпудовку мизинцем поднимал. Его все любили и уважали. У него осталась жена Людмила и дочь сейчас они все живут в городе Клин Московская область.

В 1959 году нашу дивизию расформировали, и я получил назначение в прибалтийский военный округ в сороковую гвардейскую танковую дивизию, которая стояла в городе Советске, на должность начальника автомастерской дивизии. Дивизия входила в состав 11 Гвардейской Армии, находившейся в городе Калининграде. Советск небольшой аккуратный благоустроенный, как все немецкие города, имеет Драмтеатр в котором я побывал. Главная улица  –  улица Победы. Наша автомастерская располагалась отдельно от ближайший части. Автомастерская имела цеха очень хорошо оснащенные. Оборудование такое что делали капитальный ремонт двигателей. К нам в мастерскую пригоняли самоходные арт.установки, снятые с вооружения, для снятия с них двигателей. На каждый установке СУ-76 стояли два спаренных двигателя марки ГАЗ-51. Двигатели были в отличном состоянии, их мы устанавливали на автомобили автобата дивизии. По просьбе госпиталя я ставил такие двигатели на их медицинские автомобили. Семья жила в Уфе, вели переписку. Сюда переезжать с семьёй не хотел, климат сырой, перспектив особых не видел и вся родня, и друзья были в Уфе. Я решил добиваться увольнения из армии. Частенько ко мне в мастерскую наведывался командир дивизии, относился доброжелательно. В мае месяце мне позвонили из отдела кадров и сказали что если мои просьбы об увольнении остаются в силе то могу сдать свои дела своему заму и ложится в госпиталь на комиссию, что я и незамедлительно сделал. В госпитале сделали заключение «годен к службе вне строя в мирное время, ограниченно годен к службе в военное время». Пришёл приказ об увольнении из Министерства обороны, вот я и в гражданке.

Анис Моисеевич ГАЛИЦКИЙ

Продолжение следует...

Часть третья

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!